В Казахстане продажи продовольственных товаров упали с 9,3% в 2014 году до 0,8% в 2015 году, сообщается на сайте национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Предприниматели приводят данные комитета по статистике, согласно которым всего 2,8% составил рост физического объема розничной торговли в Казахстане в январе-августе 2015 года против аналогичного периода предыдущего года. С начала года этот показатель не поднимался выше 5%, тогда как в прошлом году уверенно держался выше 10%, лишь в одном из периодов опустившись до 8,4%.
«Основной удар ощутили на себе торговые предприятия. По ним официальная статистика показала рост всего на 0,4%. Индивидуальные предприниматели и рынки чувствуют себя более уверенно, с показателем роста в 6% (в прошлом году он составил 7,1%). Если перевести язык цифр на язык бизнеса, получается, что потребители стали меньше покупать и мигрировать из крупных форматов в маленькие магазины и на рынки», ― сообщила секретарь секретариата комитета торговли НПП «Атамекен» Жибек Ажибаева.
Так, по ее словам, основное снижение индекса физического объема розничных продаж произошло в категории продовольственных товаров ― с 9,3% в прошлом году до 0,8% в январе-августе 2015 года. В категории непродовольственных товаров все еще наблюдается рост на уровне 3,7%, однако это все равно значительно ниже прошлогодних 10,8%.
«В первую очередь покупатели сокращают расходы на товары не первой необходимости. Данные отчета Nielsen Kazakhstan FMCG Report подтверждают эту тенденцию: в отрицательную зону по динамике продаж за последний год ушли такие категории, как шоколадные изделия, снэки, предметы бытовой химии», ― констатировала Ажибаева.
По ее словам, самые низкие темпы роста на сегодняшний день демонстрируют Алматы, Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Северо-Казахстанская области. Часть этих регионов граничит с Россией, которая тоже продолжает оказывать влияние на розничные продажи в Казахстане.
Ажибаева подчеркнула, что конкурентоспособность казахстанских предприятий падает, падает и экспорт товаров в Россию. Более того, отечественная продукция вытесняется российскими производителями с казахстанского рынка. «Казахстанцы, пользуясь возможностью, переключаются на покупку российских товаров или ездят на шопинг в Россию, что, как показывают цифры, негативным образом сказывается на конъюнктуре казахстанского рынка», ― добавила она.