«Зеленый мост»: экологическая инициатива Казахстана для развития Европейско-Азиатско-Тихоокеанского партнерства

В статье рассматриваются экологические инициативы, которые являются своеобразным ответом на глобальные изменения окружающей среды. Особое внимание уделено казахстанской ини­циативе «Зеленый мост» - региональное партнерство в Евразии, выдвинутой в Астане на форуме АТР (2010 г.) и введённой в итоговую Декларацию «Рио+20» в 2012 г.

Введение. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособ­ных стран мира включает в себя приоритеты, учитывающие интересы республики в процессах регионального и глобального развития. В этих условиях интеграционные инициативы и поли­тика Президента РК позволяет консолидировать усилия для решения проблем экономической, социальной, экологической и политической на­правленности. При этом следует учитывать рас­пространенное мнение об эффективности мер в сфере устойчивого развития относительно боль­шинства развивающихся стран. Первостепенной Целью развития тысячелетия (ЦРТ) признано искоренение бедности и оказание помощи разви­вающимся странам в виде передачи технологий и ресурсов. Продолжаются дискуссии о методах и инструментах достижения ЦРТ.

Одним из инструментов стала инициатива «Зеленый рост», которая при соответствующей адаптации к специфическим условиям той или иной страны может рассматриваться в контек­сте устойчивого развития. Но «Зеленый рост» не может рассматриваться без тесной взаимос­вязи со стратегиями экономического развития. В этом случае он становится одним из подходов для поддержки быстрого экономического роста, достижения ЦРТ и устойчивости окружающей среды.

Следует учитывать, что многие развиваю­щиеся страны мира сталкиваются с дилеммой - либо оставаться подверженными интенсивно­му воздействию глобализации и связывать свое дальнейшее развитие с вызовами глобализации, либо всячески противодействуя влиянию глоба­лизации в интересах сохранения национальной идентичности. Экологическая проблематика со­временности имеет сложную, многоуровневую структуру и глобальное распространение. Тема устойчивого роста в Казахстане рассматрива­ется преимущественно с точки зрения решения региональных экологических проблем в Цен­тральной Азии, а именно, выявления причинно­следственных связей, и вопроса об управлении трансграничными экологическими системами (Good governance).

Инициатива «Зеленый рост». Многие фору­мы Организации Объединенных Наций по устой­чивому развитию продвигают в последние 20 лет идеологию и принципы устойчивого развития и искоренения бедности, о чем было заявлено в Целях развития тысячелетия в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В программы ООН, занимающиеся вопросами Устойчивого развития, введены за­дачи по обмену технологиями и лучшими прак­тическими результатами управления в области окружающей среды.

Особое значение имеют процессы, иниции­рованные конференциями с участием министров по окружающей среде и развитию в Азиатско­Тихоокеанском регионе, которые проводятся раз в пять лет, начиная с 1985 г.

В начале XXI века темпы экономической глобализация придали новый импульс для все­общего обсуждения возникающих проблем. Так, в 2000 г. на IV-й Министерской конференции в Японии была выдвинута Китакюсюйская ини­циатива «За здоровую окружающую среду» [1]. Она выполнялась в рамках Региональной про­граммы действий по экологически безопасному и устойчивому развитию, которая завершилась к 2005 г.

На следующей V- й Министерской Конферен­ции в Сеуле в марте 2005 г. Республика Корея предложила региональную инициативу «Зеле­ный рост» [2]. Инициатива получила всеобщее признание, она принципиально отличалась от предыдущих идей по экологически устойчиво­му экономическому росту. Здесь впервые сделан усиленный акцент на обязательную экологиза­цию экономического роста региона. Состояние окружающей среды региона представлено в двух перспективах - экологическая устойчивость и экологические показатели хозяйственной дея­тельности. Тем самым, лейтмотивом и принци­пом основной доктрины экономического разви­тия АТР стал «Зеленый рост».

Доктрина «Зеленого роста» быстро распро­странилась во всемирном масштабе. «Зеленый рост» стал целью многих стран в XXI в. - достичь экономического развития и наращивать государ­ственный потенциал без ущерба окружающей среде и природным ресурсам. Учитывая тот факт, что процесс «зеленого роста и развития» имеет уже определенную историю, и отражает прио­ритеты международного сообщества, Казахстан поддерживает конструктивный диалог с учетом интересов Азиатско-Тихоокеанского и Европей­ского регионов. Республика Казахстан участвует одновременно в двух региональных процессах - «Окружающая среда для Европы» и «Азиатско­Тихоокеанская программа по окружающей среде и развитию». Оба процесса, имея всеобщую иде­ологию, содержат отличительные черты.

Программа АТР, помимо экологических во­просов, включает социальные и экономические аспекты, что является хорошей перспективой для международной интеграции. В общеевро­пейском процессе «Окружающая среда для Ев­ропы» более всего разработаны практические ад­министративные и экономические инструменты улучшения окружающей среды. Обе программы могут взаимно дополнять друг друга, а Казах­стан и страны ЦА - заимствовать накопленный мировой опыт в сфере экологической безопасно­сти. Присоединение Казахстана к соответству­ющим международным инструментам и их эф­фективное применение признано необходимым условием социально-экономического развития стран Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, включая Казахстан и республики ЦА.

Казахстанская инициатива «Зеленый мост» была официально заявлена на VI-й Министерской конференции «Окружающая среда и развитие» стран Азиатско-Тихоокеанского региона (MCED- 6), которая проводилась в Астане 27 сентября - 2 октября 2010 г. [3]. Конференция в Астане, рас­смотрев оценочный доклад о текущей ситуации в регионе, подготовленный секретариатом ЭСКА- ТО, продолжила проблематику предыдущих сам­митов об экологически безопасном росте.

Итак, Астанинская инициатива «Зеленый мост» - это мост между Азиатско-Тихоокеан­ским и Европейским регионами, нацелена на переход к зеленой экономике на огромном про­странстве и в разных регионах Европы, Азии и Тихого океана. Она содержит призыв к интегра­ции экологической и экономической политик по устойчивому и эффективному развитию. Важны совместные усилия и государств, и международ­ных организаций, общественных и бизнес секто­ров, могущих найти общее решение.

Площадкой для обсуждения проблем стал Казахстан ввиду выгодного срединного гео­графического расположения в Евразии. Казах­стану отводится роль своеобразного «моста», смыкающего Европу и АТР. Главное послание Астанинской конференции по устойчивому «зе­леному» развитию ставит вопросы о принципах экологических исследований; о рациональном использовании природных ресурсов в XXI в.; о разработке новой парадигмы, основанной на принципах низких выбросов парниковых газов, а также вопросы зеленого градостроения. Мост является платформой для Диалога правительств, природопользователей, общественных и непра­вительственных организаций в целях зеленой межрегиональной интеграции.

В центре инициативной деятельности Казах­стана лежит идеология поддержки евразийского многостороннего сотрудничества. Инициатива должна содействовать укреплению институцио­нального потенциала и сетевого межрегиональ­ного сотрудничества в Евразии с целью улуч­шения благосостояния и устойчивого развития. Идея в продвижении инициативы заключается в создании политических рамок партнерства Ев­ропы и Тихоокеанского региона Азии.

Содействие Евразийской интеграции в рам­ках «Зеленого Роста», с одной стороны, а также стремление к укреплению внутреннего потен­циала и реализации национальной программы «Жасыл Даму» («Зеленое развитие»), с другой, отвечает потребностям Казахстана. У нашей страны есть возможности быть своеобразным «зеленым мостом», межрегиональной диалого­вой и консультативной площадкой для ключевых региональных партнеров [4].

Как известно, идея регионального партнер­ства была обсуждаемой темой в течение доста­точно продолжительного времени. К примеру, уже в 2007 г. на Белградской конференции, по­священной устойчивому развитию Центральной Азии, участники заявляли о необходимости та­кого «моста» для сотрудничества регионов. А Министерская конференция АТР 2010 г. в Аста­не основной целью призвала «обеспечить и уси­лить синергизм между тремя основами устойчи­вого развития, а именно: экономическим ростом, социальным развитием и защитой окружающей среды» [5].

Мотивация и обоснование Астанинской ини­циативы «Зеленый мост». Для растущей эконо­мики Казахстана вопросы окружающей среды и экологизации хозяйственной деятельности при­обретают все большую значимость. Страна, не имеющая выхода к морю, расположена на огром­ном внутриконтинентальном пространстве Ев­разии, где климатические условия, сложные для хозяйствования и для проживания.

В свое время страны ЦА пострадали от бес­прецедентной экологической катастрофы в рай­оне Аральского моря. На территории Казахстана находится крупнейшая на Земле и чрезвычайно хрупкая Балхашская озерная экосистема и са­мая мелководная часть Каспийского моря, очень важная для биоразнообразия и для поставок на глобальный рынок углеводородного сырья.

Как известно, большинство земельных уго­дий Казахстана располагается в зоне рискован­ного сельского хозяйства, имеет множество про­блем - высокая уязвимость пастбищ, лесных и горных массивов, водных экосистем, что допол­нительно усугубляется высокой антропогенной нагрузкой. Кроме того, индустриальное развитие на протяжении XX века велось без каких-либо экологических норм и эко-восстановления. Хи­мические и металлургические заводы Казахста­на вырабатывают миллиарды тонн промышлен­ных отходов, включая выбросы в атмосферу, и крупные электростанции, и транснациональные добывающие компании, прежде всего, нефтяные и газовые, не соблюдающие экологические нор­мы, ежегодно усугубляют эко-ситуацию в респу­блике.

Раньше проблему экологической устойчиво­сти в Казахстане не связывали с вопросами без­опасности и разоружения. В советское время на территории Казахстана были построены огром­ные военные полигоны, где проводились испы­тания новейшего вооружения (Семипалатинский ядерный полигон), велись разработки химиче­ского и биологического оружия (Степногорский биокомбинат, о. Вознесения в Аральском море по испытанию биологического оружия) [6]. В 90-е годы военные объекты (Балхашская РЛС и полигон Сарышаган), подпали под действие До­говора об ограничении систем противоракетной обороны, они подлежали уничтожению. Обо­ронная конверсия ВПК означала для Казахстана, прежде всего, уничтожение военных полигонов, военной техники, вооружений, шахтные пуско­вые установки межконтинентальных баллисти­ческих ракет.

Таким образом, сбалансировав военно-поли­тическую позицию, Казахстан обеспечил между­народную безопасность, но не уделил внимания экологической составляющей в этих мероприя­тиях. Окружающей среде был причинен огром­ный ущерб.

В настоящее время экономический рост Ка­захстана происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использова­ния значительного объема природных ресурсов без учета необходимости внедрять требования низко-углеродного развития. Огромные потери и деградация природного капитала имеют про­грессирующий характер. Прирост валового вну­треннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. Все указывает на то, что прежние методы хозяйственной дея­тельности в аграрном и индустриальном секто­рах устарели, не отвечают духу времени, нужна их модернизация. Современное экологическое мышление остро ставит вопрос об исчерпаемых природных ресурсах, о том, чтобы повернуть экономическое развитие в сторону альтернатив­ных экологических проектов.

Казахстан находится в особенно неблагопри­ятной ситуации при крупномасштабных транс­граничных экологических проблемах. Усиливает негативное развитие ситуации отсутствие в Ка­захстане эффективности в реализации многих существующих программ. Поэтому особенно ак­туальными стали два тематических направления Астанинской инициативы:«эко-эффективное использование природных ресурсов и инвести­ций в услуги экосистем» и «управление транс­граничными водными экосистемами».

Казахстан относится к одному из наибо­лее активных участников трансграничного со­трудничества по водной проблематике в рамках Международного фонда спасения Арала, Ка­спийской экологической программы, Иртышско­го, Балхашского и других трансграничных бас­сейнов. Наличие у Казахстана общих экосистем и водотоков со странами Центральной Азии, Россией, Азербайджаном, входящими в Обще­европейский регион, а также с Китаем, Афгани­станом, входящими в Азиатский регион, требует с названными странами более широкого формата сотрудничества.

Подчеркивая необходимость совместного решения экологических проблем, министры по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихо­океанского региона (MCED-6) поддержали идею проводить совместные исследования по разра­ботке экологически чистых технологий. Более того, была подчеркнута важность практического содействия в передаче таких технологий или же разработать пути доступа к ним, важность орга­низации информационных сетей и тем самым, ослабления отрицательных последствий процес­са глобализации. Отметим, распространение та­ковых технологий имеет региональный и субре­гиональный охват сотрудничества.

Международно-правовым обоснованием ка­захстанской Зеленой инициативы служит целый ряд основополагающих документов, принятых в последние два десятилетия: международные конвенции в сфере обеспечения экологической устойчивости, конвенции об изменении климата, о биологическом разнообразии, об охране озоно­вого слоя и др.

К ним добавились два документа, принятые в Астане в 2010 г. - «Министерская Декларация по окружающей среде и развитию», и «Региональный план осуществления в целях устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 2011-2015 гг., разработанный Старшими должностными лицами и принятый Экономической и социальной комис­сией для Азии и Тихого океана [7].

Программные направления Партнерства «Зе­леный Мост». В итоговых документах обозначен план перехода от обычных неустойчивых моделей развития к зеленому росту путем принятия рамок региональной и национальной инновационной «зеленой» политики. Суть политики заключается в ускоренном продвижении стратегических инве­стиционных проектов. Осуществление ее пред­полагает использование различных форм много­стороннего сотрудничества и партнерства, как в государственной сфере, так и в сфере частного бизнеса, важным компонентом которых являются общественные инициативы.

Инициатива VI Министерской конференции по окружающей среде и развитию в Азиатско­Тихоокеанском регионе, проходившая в Астане, имеет Стратегию и конкретные временные рамки - десятилетний процесс реализации Программы партнерства. В соответствии с ним разработан Стратегический План развития РК до 2020 г. [8]. Программа включает краткосрочные, средне­срочные и долгосрочные задачи. В краткосроч­ной перспективе (в течение 2-х лет, 2011-2012 гг.) намечено было осуществить сбор лучшего опыта, анализ, разработка и внедрение пилотных проектов, механизмов реализации, предложений по увеличению соотношения “зеленых” инве­стиций к “коричневым” инвестициям в странах Европы, Азии и Тихого океана. В Казахстане для осуществления Программы партнерства Мини­стерством охраны окружающей среды РК создан офис «Зеленый мост». Перспективы данной про­граммы обсуждались на 7-й Общеевропейской конференции министров «Окружающая среда для Европы» (г. Астана, 21-23 сентября 2011 г.) и в ходе подготовительных встреч и Всемирном саммите по устойчивому развитию (г. Рио-де- Жанейро, 2012 г.).

В течение 5 лет (2011-2015 гг.) - среднесроч­ная перспектива намечена разработать рекомен­дации и механизмы по формированию устой­чивого партнерства для внедрения приоритетов «зеленого роста»; продолжена реализация пи­лотных проектов по сохранению и восстановле­нию экосистем, рациональному использованию природных ресурсов за счет внедрения ресурсо-, водно-, энергосберегающих и альтернативных технологий.

В долгосрочной перспективе в течение 10 лет, (2011 - 2020 годы) в рамках Программы партнерства будут реализованы масштабные проекты по снижению темпов деградации и вос­становлению окружающей среды; оптимально­му использованию природных ресурсов за счет «зеленых» политик и новых подходов; привлече­нию инвестиций для развития «зеленой» эконо­мики в странах Европы, Азии и Тихого океана. За 10 лет намечено подготовить и опубликовать обзоры международного опыта по внедрению лучших практик, использованию методологий, законодательных и экономических инструмен­тов «зеленого роста»; разработке стратегий, пла­нов действий по инновационным механизмам «зеленого роста»; формированию благоприят­ных условий для «зеленой» экономики и взаи­модействия заинтересованных партнеров стран Европы, Азии и Тихого океана.

В целом выполнение всех этапов Программы партнерства позволит применить взаимовыгод­ные механизмы регионального сотрудничества для более эффективного использования водных и энергетических ресурсов; передачи чистых технологий и инвестирования; сведения к мини­муму воздействия на окружающую среду; суще­ственного усиления экологической, националь­ной и региональной безопасности стран Европы, Азии и Тихого океана [9].

Программа предусматривает последователь­ную реализацию логически взаимосвязанных мер для «озеленения» политик: региональной, национальной и в ключевых секторах экономи­ки. Соответственно намечены пять приоритет­ных тематических направлений развития сотруд­ничества в сфере торговли, транспорта, водных и энергетических ресурсов. Эти направления крайне важны для реализации Казахстаном и на территории Казахстана.

Первое направление утверждает необходи­мость эко-эффективного использования природ­ных ресурсов и вложение инвестиций в экоси­стемные услуги. Они охватывают основные сфе­ры стратегической программы - развитие опыта бассейнового управления и интегрированного управления водными ресурсами, водоохранные технологии, охрана водного биоразнообразия, в частности, устойчивое рыболовство, что осо­бенно важно для прибрежных и островных го­сударств.

Во второе направление входит низко угле­родное развитие и адаптация к изменению кли­мата, что связано с ориентированностью на тех­нологии и методы снижения эмиссий парнико­вых газов, низко углеродное «зеленое» развитие экономики, а также меры по адаптации и устой­чивости к изменениям климата.

Третье направление - это содействие устой­чивому развитию городских поселений. Разви­тие данного направления будет способствовать популяризации лучших практик планирования устойчивого развития городов, очистке сточных вод, организации транспортных потоков, управ­лению коммунальными отходами.

Четвертое направление: «Зеленый» бизнес и инвестиции - ключевые инструменты осу­ществления концепции Зеленого роста, пред­назначенные для стимулирования экологически эффективных инноваций и внедрения эколо­гически чистых технологий. Одним из важных инструментов определено реформирование на­логов: замена налогов на труд налогами на за­грязнения и истощение ресурсов. Это означает необходимость нахождения взаимовыгодного сотрудничества между правительствами и биз­несом.

В пятое направление входит продвижение устойчивого стиля жизни и улучшение ее каче­ства - это программные области, способствую­щие обмену опытом и технологиями устойчиво­го производства и потребления между странами Европы, Азии и Тихого океана.

Итак, партнерство и многосекторальный подход позволяют повысить осведомленность и демонстрацию лучших практик и взаимосвязей в области регулирования, инноваций и «зелёно­го спроса». В целом, VI Министерская конфе­ренция выступает катализатором региональных программ в области охраны окружающей среды и развития, на ней были сформулированы новые приоритеты. Задачи по устранению технических и юридических барьеров для стимулирования регионального, субрегионального и межрегио­нального взаимодействия остаются актуальными для стран АТР. Свою координационную помощь в подготовке и осуществлении региональных и национальных проектов в поддержку «зеленой» экономики предлагают агентства ООН.

Процесс «зеленой инициативы» и ожидае­мые результаты. Астанинская инициатива по­лучила продолжение под названием Партнерская программа «Зеленый мост» на 2011-2020 гг. В рамках Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 г. она была поддержана Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО) и Европейской экономиче­ской комиссией ООН (ЕЭК).

Создание партнерства между государствен­ным и бизнес сектором, а также с гражданским обществом и НПО - один из ожидаемых резуль­татов конференции «Окружающая среда и разви­тие». Министерская декларация и Региональный план на 2011-2015 гг. остаются сегодня ключе­вым инструментом по реализации Астанинской инициативы.

Устойчивая экономика, как известно, спо­собна и в состоянии ответить на глобальные вызовы своевременности. Сегодня в систему управления устойчивого развития «зеленой» экономики, для решения экологических и транс­граничных проблем привлекаются инвестиции в экосистемные услуги. По ряду задач, взятых на себя обязательств в рамках Копенгагенского процесса, Казахстан приступил к их осущест­влению. Разработаны основы Концепции пере­хода к низкоуглеродному развитию и адаптации к изменению климата.

Государственная межотраслевая программа «Жасыл Даму» (2010-2014), утвержденная в сен­тябре 2010 г. незадолго до Министерской конфе­ренции в Астане, содержит ряд инновационных механизмов, способствующих низкоэмиссион­ному «зеленому росту» [9]. Разработан и внесен в Парламент Республики Казахстан законопро­ект, предусматривающий ведение работ по со­кращению выбросов парниковых газов.

Правительство Казахстана рассчитало, что «зеленая» экономика обладает потенциалом по­высить энергоэффективность в стране на 40­60%, снизить потребление водных ресурсов на 50% и сократить промышленные расходы на 30 млрд тонн. Прогнозируются огромные возмож­ности в области «зеленой» промышленности, включая органическое сельское хозяйство, эко­логический туризм, энергию из возобновляемых источников и перспективу формирования рыб­ной промышленности с оборотом в миллиард долларов в год [10].

Стратегический План развития до 2020 г. ставит цель сократить энергоемкость экономики страны на 10% минимум к 2015 г. и 25% мини­мум к 2020 г. Это положение важно, поскольку оно закладывает фундамент для внедрения эко­номических инструментов повышения конку­рентоспособности альтернативной энергетики. Казахстан принял на себя обязательства к 2020 г. сократить свои выбросы на 15% и на 25% к 2050 г. по отношению к базовому 1992 г.

Предполагается, что повысится ответствен­ность природопользователей. Тем самым будет снижено негативное воздействие антропогенной нагрузки за счет снижения эмиссий в окружаю­щую среду и комплексной переработки отходов. Низкоэмиссионный «зеленый рост» может соз­дать стратегические возможности для экономи­ческого роста Казахстана, который уже предпри­нял ряд мер для выполнения своих обязательств.

Решение проблем выбросов парниковых га­зов путем «ускорения технологической модер­низации энергетики и развитие энергоресурсос­бережения», а именно, путем внедрения совре­менных технологий на основе возобновляемых ресурсов и источников энергии также опреде­лено в «Стратегическом Плане - 2020». Плани­руется создание стимулирующих условий для развития ветроэнергетики, солнечной и геотер­мальной энергетики, для внедрения технологии эффективного использования водных ресурсов страны с учетом принципов интегрированного управления водными ресурсами. Сюда же входят дальнейшие усилия по обеспечению населения питьевой водой.

Важно отметить следующий вывод, к кото­рому пришли практически все международные эксперты. Развитие в регионе трансграничного сотрудничества в сфере управления и охраны водных ресурсов окажет опосредованное и по­зитивное воздействие на прогресс в Соглашении по реке Или и реке Иртыш. Сегодня требуется решить ряд сложных процедур, требующих по­шагового согласия многих сторон по многим во­просам. Прежде всего, нужна техническая, ин­формационная и экспертная поддержка процес­сов многосторонних политических консульта­ций по развитию трансграничного сотрудниче­ства, распространение опыта стран Центральной Азии в развитии сотрудничества в Аральском и Каспийском бассейнах, также трансграничных бассейнах России и Казахстана и др.

Следует отметить также тот факт, что гло­бальная энергоэкологическая стратегия по пере­ходу к «зеленой экономике» и программа пар­тнерства «Зеленый Мост» - эти казахстанские инициативы вошли в итоговую Декларацию «Будущее, которое мы хотим», принятую на конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» в июне 2012 г. [11].

В Декларацию вошли рекомендации, как но­вой парадигме глобального развития. Этот век­тор одобрили главы государств и правительств, согласившись с тем, что нужно разработать на­циональные стратегии развития «зеленой эко­номики». Принятие партнерской программы «Зеленый мост» в рамках конференции Рио+20 создаст огромный новый рынок для экологич­ных товаров, услуг и новых технологий, придав серьезный экономический стимул для развития «зеленых» направлений глобальной экономики.

Таким образом, инициативы, предлагаемые Казахстаном, актуальны и имеют глубокое обо­снование. Дальнейшая реализация и продвиже­ние Целей развития тысячелетия ООН позволит в действительности перейти на «рельсы устой­чивого развития», придаст новый импульс раз­витию экономики в стране и избавит ее от сы­рьевой функции.