В 2016 году будет выделено 240 млрд тенге на реализацию 9 автодорожных проектов «Нурлы жол» — А.Исекешев

В 2016 году предусматривается выделение 240 млрд тенге на реализацию 9 автодорожных проектов «Нурлы жол», сообщил сегодня на заседании Правительства министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев.

«В 2016 году предусматривается выделение 240 млрд тенге по реализации 9 проектов» , - сказал А.Исекешев.

Министр сообщил, что по по итогам 2016 года планируется полное завершение проектов «Западная Европа - Западный Китай», «Бейнеу-Актау», «Астана-емиртау»,  «Алматы-Капчагай-Талдыкорган», «Астана-Петропавловск».

Кроме того, по итогам 2015 года будут завершены работы на 618 км автодорог, в частности, будет открыто движение между Шымкентом и Таразом в рамках проекта «Западная Евпопа - Западный Китай».

Трансконтинентальный автодорожный коридор «Западная Европа — Западный Китай» является главным проектом отрасли начала этого столетия. В его развитии заинтересованы главные торговые партнеры Казахстана. В настоящее время подписаны межправительственные меморандумы с Россией, Китаем и Европейским Союзом.

Несмотря на мировой финансовый кризис, достигнута договоренность о предоставлении займов ведущих мировых финансовых институтов. Всемирный банк (МБРР) выделяет средства на сумму 2 млрд. 125 млн. долл. Это крупнейший займ в истории банка, выданный какой-либостране мира. С учетом займов Азиатского, Европейского и Исламского банков развития, общая сумма заемных средств по проекту составит 3,5 млрд. долл. Выделение значительных средств на выгодных условиях сроком до 25 лет свидетельствует о высочайшем уровне доверия мировых финансовых институтов казахстанской экономике.

Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них 2 233 км по территории Российской Федерации, 2 787 км — Республики Казахстан, 3 425 км — Китайской Народной Республики.

По Казахстану реконструкции подлежит 2452 км дороги. Стоимость проекта казахстанского участка составляет — 825,1 млрд. тенге, в рамках которых предусмотрен перевод на I техническую категорию с 4-х полосным движением 1390 км дороги (Кызылорда — Туркестан — Шымкент — Тараз — Алматы — Хоргос), остальные участки протяженностью 1062 км будут переведены на II техническую категорию (гр. РФ — Мартук — Актобе — Карабутак — Кызылорда).

По всему коридору предусматривается улучшение геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны), в целях улучшения экологической и санитарной обстановки предусматривается обходы крупных населенных пунктов (Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Шиели, Жанакорган, Туркестан, Икан, Темирлан, Шымкент, Тараз, Кулан, Ташкарасу, Жаркент, перевалы Кордай, Машат, Куюк).

Для реализации проекта определены три источника финансирования. Так, за счет республиканского бюджета в сумме 136,1 млрд тенге предусмотрена реконструкция участка Карабутак — Иргиз — гр. Кызылординской области, северного обхода г. Актобе, проезд по г. Шымкент, выход на БАКАД, а также софинансирование участков, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов.

Вторым источником станут внешние займы международных финансовых институтов в сумме 3,4 млрд. долларов США. Из которых, Международный банк реконструкции и развития выделит 2 125 млн. долларов США, Азиатский банк развития — 700 млн. долларов США, Исламский банк развития- 398 млн. долларов США и Европейский банк реконструкции и развития — 180 млн. долларов США. Надо отметить, что для Международного банка реконструкции и развития это самый крупный займ в истории банка, выданный какой-либо стране.

В качестве третьего источника финансирования запланировано привлечение частных инвестиций на концессионной основе на сумму 266,6 млрд. тенге. На эти средства будут реконструированы участки Алматы — Хоргос и Ташкент — Шымкент — граница Жамбылской области.

Основными положительными показателями данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) является его протяженность и времянахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по «Трансибу» 14 суток, то по коридору «Западная Европа — Западный Китай», от порта Ляньюньгань до границ с Европейскими государствами, время в пути составит порядка 10 суток. Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям Китай -Казахстан, Китай — Центральная Азия, Китай — Казахстан — Россия — Западная Европа.

Проведенные исследования на стадии разработки ТЭО проекта показали, что к 2020 году объем грузоперевозок увеличиться в 2,5 раза. Среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта оценочно от сокращения времени пути составит 33,9 млрд.тенге, от сокращения количества ДТП — 49,9 млн. тг., связи с ростом валового регионального продукта (ВРП) — 82,9 млрд. тг.

Проект имеет высокую важность для казахстанской экономики. Значительное региональное развитие получат пять крупных областей страны (Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская, включая г. Алматы), где в общей сложности проживает 7,5 млн. человек или почти половина населения страны.

По предварительным расчетам в 2010 году количество рабочих мест на проекте вырастет до 50 тысяч. Значительный импульс будет дан развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма и другим секторам экономики. Уже сегодня строительство и реконструкция автомобильных дорог в Республике Казахстан производится по современным мировым технологиям. Все автодороги международного и республиканского значения реконструируются по усиленным параметрам с расчетом на более высокую весовую нагрузку (13 тонн на ось) и интенсивность движения.

Начато широкое применение новых строительных материалов, в том числе бетонных покрытий, значительно увеличивающих прочность и долговечность автомобильных дорог. При этом в Казахстане освоено производство почти всех материалов, используемых в современном дорожном строительстве. Безусловно, успешная реализация такого масштабного проекта, немыслима без широкого участия всех заинтересованных стран и международной общественности.

В 2014 году сдано в эксплуатацию 200 км автодороги «Бейнеу-Актау». В текущем году планируется завершить 100 км, в конце 2016 года – 170 км, сообщает пресс-служба АО «НК» ҚазАвтоЖол».

В Мангистаускую область с рабочим визитом посетил Первый вице-министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек и первый заместитель Председателя Правления АО «НК ҚазАвтоЖол» Улан Алипов. В рамках рабочей поездки состоялось совещание.

В совещании приняли участие Мангистауский областной филиал АО «НК ҚазАвтоЖол», РГУ «Мангистаужоллаборатория», РГП «Казахавтодор», а также представители подрядных организаций.

В ходе совещания были обсуждены вопросы реконструкции автомобильной дороги «Бейнеу-Актау». Эта дорога протяженностью 470 км строится в рамках развития коридора «Центр-Запад», который соединит центр Казахстана с западом, а также обеспечит выход на морской порт Актау, занимающий на сегодняшний день лидирующую позицию среди портов Каспийского моря по перевалке грузов.

Следует отметить, что материалы, которые применяются сегодня для реконструкции автодорог, – казахстанского производства. Это местный битум, щебень из карьеров Мангистауского района, цемент, краска, железобетонные изделия. В своих докладах участники совещания отметили, что в области впервые применены современные технологии строительства дорог: щебеночно-мастичный асфальтобетон и стабилизующий слой с добавлением цемента – дорзин, защитный слой износа типа «микросюрфейсинг».

Наряду с этим были заслушаны доклады директоров подрядных организаций о ходе строительно-монтажных работ и планы на 2015 год. В этом году планируется начало работ по реконструкции участка автомобильной дороги Жетыбай-Жанаозен протяженностью 73 км.

Реализация данных проектов окажет положительное влияние на развитие экономики как Мангистауской области так и республики в целом, будет способствовать увеличению международных транспортных потоков через территоррию области, повышению мобильности, укреплению межрегионального сотрудничества, развитию предпринимательства, торговли и сферы услуг региона.

На автодороге Капшагай - Талдыкорган работы ведутся на 6 участках протяженностью 157 км, в текущем году планируется открыть движение на 62 км дороги.

Сегодня Министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев посетил участки реконструируемых дорог Алматинской области, реализуемых в рамках Государственной программы «Нурлы жол»№.

По проекту «Центр-Юг» на автодороге «Алматы – Капшагай» строительные работы ведутся на 3 участках протяженностью 94 км. До конца года планируется открыть движение на 62 км, а полное завершение ожидается в 2016 году.

Глава «ҚазАвтоЖол» Ермек Кизатов в своем докладе доложил, что 63 км трассы «Алматы-Капшагай» будет реконструировано под 6 полосную проезжую часть, оставшийся 41 км – под 4 полосную. Дорога будет построена по нормативам I технической категории с цементобетонным покрытием. Завершить все строительные работы планируется в 2016 году.

Кроме того, министру было доложено о работах, проводимых на дороге «Алматы – Усть-Каменогорск» – еще одного проекта, реализуемого в рамках Государственной программы «Нурлы жол».

В настоящее время на автодороге Капшагай - Талдыкорган работы ведутся на 6 участках протяженностью 157 км, в текущем году планируется ввести в эксплуатацию 32 км.

В целом, по итогам 2015 года по маршруту Алматы – Талдыкорган (251 км) будет введено в эксплуатацию 94 км автодороги и обеспечен бесперебойный проезд транспортных средств в одну полосу на оставшихся 157 км до Талдыкоргана.

Следует подчеркнуть, что с начала года на реализацию проекта реконструкции автодороги «Алматы-Капшагай» привлечены более 500 (528) человек. А на реконструкции автодороги «Алматы-Усть-Каменогорск» в данный момент задействовано более 700 (748) человек. В период строительного сезона количество рабочих мест увеличится и достигнет до 3 тыс. человек, потребность на сегодня составляет 2361 человек.

В статье: