Российские зерновики требуют от Астаны отмены запрета на допуск в страну иностранных порожних вагонов, ссылаясь на то, что Казахстан, говоря об отсутствии заявок на погрузку зерна, получает из Латвии и Беларуси дорогостоящую «вагонную помощь», передает газета «Коммерсантъ».
Казахстан ввел со 2 января конвенционный запрет на прием всех въезжающих в страну порожних вагонов-зерновозов, кроме казахстанских. Такие меры страна принимает не впервые раз, защищая свой рынок от более низких ставок российских железнодорожных операторов.
Дирекция совета по железнодорожному транспорту государств-участников содружества утвердила запрет с 5 января. По словам источника издания знакомого с ситуацией, пока запрет действует, но с большой вероятностью будет снят на следующей неделе.
Свое решение Казахстан объясняет отсутствием планов по погрузке зерна. Вместе с тем, по информации издания, 22 декабря казахстанские железные дороги согласовали предоставление «вагонной помощи» со стороны железных дорог Латвии и Беларуси. Их прием, в отличие от российских вагонов, не ограничен. Более того, в КТЖ согласились оплатить транзит этих вагонов до Казахстана.
По оценке собеседника «Ъ», в праздничные дни на границе уже скопились около более 1000 российских зерновозов. Грузоперевозчики направили письма министру по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлану Алдабергенову и главе комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Казахстана Серику Жумангарину с просьбой разобраться с ситуацией. Они требуют принять меры по скорейшей отмене конвенции, провести административное расследование о законности введения подобных запретов и совместно с прокуратурой привлечь к ответственности инициаторов его введения.
«Казахстан неоднократно вводил запреты на передачу порожних вагонов по межгосударственным стыковым пунктам, в этом году он ограничивал с 10 августа прием полувагонов чужих администраций. Тотальный запрет на чужие зерновозы также вводился не раз, например, в марте 2013 года. В 2014 году был введен в пик погрузочного сезона ― с 23 января, что вызвало резкую реакцию российских операторов и Минтранса. Официальной причиной всегда назывался профицит собственного парка», ― отмечается в публикации.
Причиной источники «Ъ» на рынке страны называли «демпинг» со стороны российских операторов, чьи ставки дешевле конкурентов из Казахстана.
Другой собеседник «Ъ» отмечает, что Казахстан ожидает обострения конкуренции со стороны российских владельцев подвижного состава после введения запрета на эксплуатацию с 1 января старого подвижного состава, в том числе зерновозов.