Вице-министр энергетики РК Асет Магауов рассказал, почему ведомство выступает за рост цен на дизельное топливо и что вызывает его дефицит в Казахстане, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Сегодня в ходе совещания в ведомстве вице-министр энергетики заявил, что министерство выступает с инициативой о необходимости дерегулирования цен на дизельное топливо. По его словам, после отказа от госрегулирования стоимость может составить 115 тенге за литр.
«Мы считаем, что настала необходимость провести данное дерегулирование. Проект приказа на сайте нашего министерства размещен. По законодательству он должен 10 дней там находиться, проходить обсуждение с общественными организациями», — заявил А.Магауов.
По его информации, в Казахстане дизельное топливо в два раза дешевле, чем в соседних странах. Это является главной причиной оттока ресурсов в приграничные страны.
«Наше производство дизельного топлива могло бы полностью закрыть нашу потребность. Но из-за этих перетоков формируется практический искусственный дефицит. И, по нашему мнению, цена на продукт должна соответствовать его рыночной стоимости. Цену в 99 тенге за литр мы держим с 2012 года. У всех наших соседей цены давно уже на порядок выше: в Кыргызстане - 160 тенге, в Узбекистане – 230 тенге. Мы получается своими действиями субсидируем экономику наших соседних стран, нам надо по-другому расставить акценты», — пояснил вице-министр энергетики.
При этом он добавил, что сейчас предприимчивые дальнобойщики наживаются на сложившейся разнице в цене. Так, некоторые водители фур заполняют свои бензобаки топливом до двух тонн и перевозят нефтепродукт в соседние страны.
«В Кыргызстане в свое время было принято ограничение, что запрещен импорт дизельного топлива в Кыргызстан без сопроводительного документа, за исключением канистр - не более 20 литров, или бензобаков автомобиля. Но мы столкнулись с тем, что грузовые автомобили начали наращивать бензобаки, то есть у них по паспорту 1 тонна, а нарастили до 2 тонн. И теперь вместо того, чтобы перевозить грузы из Казахстана в Кыргызстан, начали заниматься вывозом дизельного топлива. То есть легально заправляются на АЗС, в день делают по три рейса. Заправка такой фуры на АЗС занимают один час времени, что создает лишнюю очередь и недовольство населения», — заключил он.