По итогам реализации программы индустриализации появилось 26 новых секторов обрабатывающей промышленности. Начат выпуск более 500 новых видов продукции, ранее не производимых в Казахстане – грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы, трансформаторы, рентген аппаратура, лекарственные средства и др. Реализация программы индустриализации способствовала созданию более 170 тыс рабочих мест.
Об итогах работы за 8 месяцев 2016 года, а также задачах по дальнейшей реализации индустриальной программы, развитию транзитного потенциала и усилению инвестиционной привлекательности Казахстана рассказал министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Женис Касымбек.
Как известно, глава государства в ходе расширенного заседания правительства РК 9 сентября поставил ряд задач перед новым правительством, среди которых особое внимание уделено вопросам диверсификации экспортного потенциала страны за счет нового этапа индустриализации, а также развития транспортной инфраструктуры Казахстана. На эффективную реализацию этих направлений будет направлена деятельность министерства в ближайший период.
«По итогам реализации программы индустриализации появилось 26 новых секторов обрабатывающей промышленности. В результате последовательной реализации индустриальной политики обрабатывающий сектор демонстрирует устойчивость и остается в плюсовой зоне», ― отметил глава ведомства.
Так, по итогам 2015 года рост обрабатывающего сектора составил 100,2%. Данная тенденция сохраняется и в текущем году, за 8 месяцев показатель составил – 100,7%. В основном благодаря приоритетным отраслям программы индустриализации (черная и цветная металлургия, химическая промышленность).
Всего с начала реализации программы индустриализации введенными проектами произведено продукции на сумму порядка 7 трлн. тенге, в том числе за 8 месяцев 2016 года – 1,3 трлн. тенге.
В среднем, введенными проектами Карты производится ежемесячно продукция на сумму более 160 млрд. тенге.
За счет введенных проектов Карты за 8 месяцев 2016 года произведено 17,5% от общего объема обрабатывающей промышленности .Объем экспорта продукции по введенным проектам Карты индустриализации за 2010-2015 гг. составил 1,5 трлн. тенге.
При этом, 93% проектов реализованы за счет средств частного бизнеса, и лишь 26 проектов (инфраструктурные проекты, проекты АПК, космической деятельности и др.) профинансированы из государственного бюджета на общую сумму 277 млрд. тенге или 6,9%».
«Несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике мы последовательно продолжаем работу по реализации индустриальной политики. По поручению Главы государства с учетом глобальных рыночных и технологических трендов мы актуализировали Госпрограмму. Основными показателями определены производительность труда и экспортоориентированность», ― отметил глава ведомства.
По его словам, принято решение сузить приоритеты до 8 наиболее экспортоориентированных секторов в 5 отраслях.
Это – черная и цветная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия и агрохимия, производство продуктов питания, автомобилестроение и электротехническое машиностроение.
Для 8 приоритетных секторов будут предоставлены дополнительные инструменты – инфраструктура под конкретные проекты, долгосрочный лизинг и кредитование через Банк Развития Казахстана, вхождение в уставный капитал проектных компаний и др.
Задача МИР РК во второй пятилетке завершить создание базовой индустрии, пояснил Ж.Касымбек.
В черной металлургии основной акцент будет сделан на развитии малотоннажного производства передовых видов сталей – высококачественная, высокопрочная, антикоррозийная и другие виды стали. Также будем увеличивать производство готовых изделий.
В 2018 году будет увеличено производство стали до 6 млн. тонн в год (АО «Арселор Миттал Темиртау»). В цветной металлургии в 2017 году будет запущен проект по строительству Актогайского ГОК (ТОО «KAZ Minerals Aktogay»).
В агрохимии ставку сделают на расширение номенклатуры продукции, производство практически всех видов удобрений – азотных, фосфорных, калийных и комплексных.
В Казахстане завершили первый этап по строительству завода по выпуску минеральных удобрений и разработке месторождений фосфоритового бассейна Каратау и приступили к реализации второго этапа (АО «ЕвроХим-Удобрения»).
В 2018 году начнется модернизация завода по производству минеральных удобрений» (ТОО «Казфосфат»).
Кроме того, в этом же году будет запущен новый проект по производству треххлористого фосфора и глифосата (ТОО «Объединенная химическая компания»).
По автомобилестроению планируется выйти на крупносерийное производство автомобилей к 2025 г., достичь 50% локализации в ближайшие три года, начав экспорт автомобилей в Россию и Центральную Азию.
В части привлечения инвестиция, сохраняется положительная динамика инвестиций в основной капитал. За 8 месяцев 2016 года объем инвестиций в основной капитал вырос на 4,8% (4,3 трлн. тенге – 12,6 млрд. долл.). При этом, внешние инвестиции составляют треть инвестиций в основной капитал (35,4 % или 1,3 трлн. тенге (3,8 млрд. долл.)).
В первом полугодии т.г. увеличился приток чистых прямых иностранных инвестиций и составил 5,7 млрд долл.
«Мы видим, что идет увеличение инвестиций в отдельные таргетируемые отрасли Программы индустриализации: в химическую промышленность, фармацевтику, машиностроение. Положительная динамика по привлечению иностранных инвестиций наблюдается благодаря улучшению инвестиционного климата», ― сказал министр.
В частности, проводится работа по вступлению Казахстана в Комитет по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития в 2017 году. Это станет показателем соответствия инвестклимата мировым стандартам, высокого уровня деловой среды, конкуренции, защиты прав инвесторов, что в свою очередь послужит своего рода гарантией, «знаком качества». Это объективно будет содействовать притоку иностранных инвестиций.
С 2016 года принцип «одного окна» заработал для всех инвесторов (свыше 300 госуслуг). На сегодня уже более 3500 инвесторов получили консультации в «одном окне» и порядка 3300 получили госуслуги. При этом «одно окно» уже в предстоящем году перейдет в электронный формат.
Также министерство продолжает работу по защите прав инвесторов в рамках института Инвестиционного омбудсмена. С 2015 года к омбудсмену обратилось свыше 90 инвесторов, что говорит о росте доверия к данному институту. И к слову, большая часть вопросов инвесторов разрешена.
К примеру, было оказано содействие инвесторам по таким вопросам как проведение инфраструктуры, регистрация товарного знака, расширение пропускной способности железнодорожной станции, включение в реестр отечественных товаропроизводителей, двойного декларирования и др. Это что касается решения проблем действующих инвесторов. Но, при этом основной задачей остается привлечение новых инвесторов, в том числе ТНК.
В рамках работы по привлечению транснациональных компании в 2016 году осуществлен запуск проектов по производству труб с участием транснациональной компании «Тенарис» (с объемом инвестиций более 14 млрд. тенге и с созданием 90 рабочих мест). Также начато строительство химического комплекса по выпуску минеральных удобрений с транснациональной компанией «ЕвроХим» (с объемом инвестиций свыше 300 млрд. тенге, с созданием 1200 рабочих мест).
Также до конца года планируется начало реализации 2-х проектов с участием транснациональных компаний: строительство завода стальных труб большого диаметра в г. Алматы (с объемом инвестиций – 17 млрд. тенге (Си-Эн-Пи-Си, КНР) и производств технических газов (с объемом инвестиций – свыше 50 млрд. тенге (ЭйрЛиквид, Франция).
Кроме того, ведется активная работа со следующими крупными инвесторами и транснациональными компаниями: Кармеус Групп (Бельгия) - строительство завода по производству высококачественной извести, Хикма (Великобритания) - строительство завода по выпуску фармацевтических препаратов (сердечно-сосудистые препараты, препараты для лечения центральной нервной системы, антибиотики), Кремонини (Италия) - проект по строительству мясоперерабатывающего завода, Рено-Нисан-АвтоВаз (Франция, Япония, Россия) - производство автомобилей полного цикла на базе АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» (LADA Granta, LADA Kalina Wagon, LADA Vesta, LADA X-Ray), Илюка (Австралия) – строительство завода по переработке редкоземельных металлов, Солвей (Бельгия) - локализация производства пероксида водорода.
По словам главы МИР РК, Казахстан импортирует 100% весь пероксид водорода. Основным потребителем продукции является национальная компания КазАтомПром. Пероксид водорода используется не только в урановой промышленности, но и в текстильной, а также горнодобывающей отрасли.
Кроме того, он отметил меры по стимулированию действующих инвесторов в Казахстане. К примеру, в этом году 5 действующих инвесторов реинвестировали свою прибыль в новое производство. Хотелось бы отметить, что 3 из 5 компаний это транснациональные компании: Тикурилла (Финляндия), Эджибаши (Турция), Кока-кола (турецкое подразделение). Только этими 3-мя ТНК было создано на новых проектах около 400 рабочих мест и реинвестировано около 400 млрд. тенге в таких отраслях как производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.
На сегодня в Казахстане создано 10 СЭЗ. Несмотря на имеющиеся проблемные вопросы, специальные экономические зоны становятся действенным инструментом привлечения инвестиций.
К примеру, такие компании, как Альстом, Дженерал Электрикс, Тенарис разместили свои производства именно на СЭЗах.
В настоящее время на СЭЗ реализовано 148 проектов на общую сумму 390 млрд. тенге, из них 22 с иностранным участием, на стадии реализации порядка 99 проектов на сумму свыше 2,6 трлн. тенге.
В целом в активной проработке министерства 220 проектов на сумму свыше 30 млрд. долл. Из них более 20 проектов с участием транснациональных компании.
В соответствии с поручением главы Государства ― вторая пятилетка ориентирована на инновационное развитие.
Инновационно-технологическая политика будет ориентирована на трансферт технологий. Особое внимание будет уделено сокращению технологического отставания базовых отраслей (таких как сельское хозяйство, ГМК, нефтегазохимия и другие).
Деятельность «Национального агенства технологического развития» и «Автономного кластерного фонда» будет направлена на стимулирование инноваций через грантовое финансирование, привлечение инвестиций венчурных фондов и транснациональных компании.
В рамках привлечения в Казахстан высокотехнологичных транснациональных компаний «Автономным кластерным фондом» проводится работа по созданию пяти Центров развития технологий, до конца года начнет функционировать первый из них – Центр развития технологий ГМК с реализацией 2 пилотных проектов по автоматизации конкретных предприятий.
В прошлом году Фондом определены стратегические направления по которым планируется создать Центры развития технологий: 1) умная индустрия (ГМК); 2) новые материалы и аддитивные технологии; 3) новая энергетика и зеленые технологии; 4) финансовые технологии; 5) смарт-технологии.
Теперь по вопросам развития туризма. Развитие туризма проходит согласно Концепции развития туристской отрасли до 2020 года.
Для 20 экономически развитых стран действует безвизовый режим (Австралии, Венгрии, Италии, Монако, Бельгии, Испании, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Малайзии, ОАЭ, Сингапура, Великобритании, США, Германии, Финляндии,Франции, Швейцарии, Японии и Южной Кореи).
С января 2017 будет запущен безвизовый режим для стран Организации экономического сотрудничества и развития и 14 экономически развитых и политически стабильных государств (всего 48 государств).
Увеличивается количество гостей из России, Турции, Италии (в том числе после успешной выставки ЭКСПО Милан 2015), Германии, Нидерландов, США и Великобритании.
Наблюдается рост по внутреннему туризму. За первое полугодие рост составил порядка 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Популярными направлениями по-прежнему остаются Боровое, Алматы, Алаколь, Бухтарма.
Увеличивается количество гостиниц. Если 10 лет назад в Казахстане было всего 871 гостиница, то сегодня их уже 2441.
Объем услуг, оказанный гостиницами составил 73 млрд. тенге в 2015 году (5 лет назад составлял 47 млрд. тенге).
В рамках подготовки к ЭКСПО утвержден перечень турмаршрутов (всего 73), с охватом всех основных достопримечательностей страны и ведется работа по совершенствованию транспортной инфраструктуры.
В тоже время осуществляется активная работа по регулированию выездного туризма. Министерством оперативно обеспечивалась работа по вывозу туристов с Турции, Грузии (экстренные случаи).
В качестве системной меры по решению таких ситуаций, внедряется Система гарантирования прав граждан РК путем организации отдельного Фонда, который будет заниматься вывозом туристов в случаях недобросовестного исполнения обязанностей туроператорами.
По развитию транспортной инфраструктуры.
Глава государства придает особое значение развитию инфраструктуры, строительству дорог, связывающих центр с регионами и дальнейшим выходом на внешние рынки - по лучевому принципу, отметил министр.
«Для этого реализуется Госпрограмма инфраструктурного развития «Нұрлы жол», которая также имеет антикризисный характер, обеспечивая население рабочими местами и стимулируя отечественных производителей строительных материалов», ― подчеркнул он.
В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы предусмотрена реализация 16 транспортных проектов (из них 11 в сфере автомобильных дорог, 2 проекта в сфере железных дорог, по 1 проекту в сферах водного, гражданской авиации и логистики).
В автодорожной отрасли в текущем году ведется реконструкция 8 автодорог республиканского значения (Западная Европа – Западный Китай, Астана-Темиртау, Алматы-Капшагай, Астана-Павлодар-Семей, Бейнеу-Актау, Капшагай-Талдыкорган, Кокшетау – Петропавловск, Уральск-Каменка и Актобе-Атырау). Реконструкцией охвачены 1,7 тыс.км.
В 2016 году запланировано ввести в эксплуатацию порядка 800 км.
За 8 месяцев т.г. на реконструируемых дорогах выполнены 70% строительных работ от годового плана. На участках уложено 415 км асфальто и цементобетонного покрытия. Применены 3 млн.тонн щебня, 250 тыс.тонн цемента, 125 тыс.тонн дорожного битума отечественного производства. Задействованы 75 тыс. человек, свыше 30 подрядных организаций, из них 20 отечественных компаний.
По итогам года планируется открыть движение по транзитному коридору Западная Европа – Западный Китай, а также на участках Астана-Темиртау, Алматы-Капшагай-Талдыкорган, Бейнеу-Шетпе и Кокшетау-Петропавловск.
Кроме того, будут продолжены работы на проектах Центр-Юг, Центр-Восток, Центр-Запад, Актобе-Атырау-Астрахань, Алматы - Усть-Каменогорск, Астана-Петропавловск-граница Российской Федерации, Уральск-Каменка, Узынагаш-Отар, Жетыбай-Жанаозен.
В целом планируется реконструировать около 8000 км.
В сфере железных дорог, автомобильного и водного транспорта по итогам 8 месяцев 2016 года, объем перевозок грузов имеет незначительное снижение на 0,4 % (- 7,7 млн. тонн) аналогичного показателя 2015 года (2 млрд.123 млн.) и составил 2 млрд. 116 млн. тонн.
Министерством в целях сохранения объемов перевозок, в 2016 году 11 отечественным производителям установлены понижающие коэффициенты к железнодорожным тарифам на магистральные железнодорожные сети при перевозке грузов (скидки к тарифам были установлены таким предприятиям как АО «АрселорМитталл Теміртау», ТОО «Казфосфат», ТОО «KSP Steel»,ТОО «Bapy Mining», ТОО «Sat Logistics», АО «Жайремский ГОК», ТОО «Актюбинская медная компания», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Азия Авто», АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» и ТОО «Зерде-Керамика»).
В рамках программы «Нұрлы жол» ведется строительство вторых путей на участке Алматы – Шу (110 км), которые увеличат пропускную способность участка в 2,5 раза (с 40 до 80 пар поездов в сутки).
Кроме того, построена железнодорожная линия Боржакты – Ерсай, которая соединит строящийся паромный терминал в п. Курык с железнодорожной магистралью. Запуск первого пускового комплекса в порту Курык ожидается до конца 2016 года (используется порядка 70% материалов казахстанского содержания и 30% иностранного (обеспечение рабочими местами: при строительстве –160 ед., при эксплуатации – 249 ед.). Полное завершение проекта запланировано на 2018 год.
Как известно, в 2015 году было завершено строительство новых мощностей в порту Актау, что позволило увеличить пропускную способность порта до 19,5 млн. тонн.
Также, приоритетным направлением деятельности Министерства является развитие гражданской авиации.
Темпы роста по основным показателям авиационных перевозок на уровне прошлого года. Так, число перевезенных пассажиров за 8 месяцев 2016 года составило 4 млн. человек, обслужено в аэропортах 7,6 млн. пассажиров.
Реализуются проекты реконструкции пассажирского терминала аэропорта Астаны в рамках программы «Нурлы жол» (доля местного содержания 15%), а также реконструкции взлетно-посадочной полосы и аэровокзала аэропорта
города Петропавловск (применены около 65 % стройматериалов и металлоконструкции отечественного производства). В начале 2017 года планируется реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Семей. До конца 2020 года запланирована реконструкция ВПП аэропортов Костанай и Оскемен.
Проводится постоянная работа по открытию международных направлений. С начала этого года открыты новые международные рейсы по 7-и направлениям: из Алматы в Сиань, Шарм-Эль-Шейх и Тегеран, из Астаны в Амстердам, из Актау в Батуми и Сочи, из Шымкента в Стамбул.
В 2017-2020 годах планируется открытие авиасообщений с Токио, Сингапуром, Шанхаем и Нью-Йорком.