ГЧП сегодня становится модным среди казахстанских бизнесменов ― эксперт

Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» отметил необходимость активного вовлечения бизнес-сообщества к взаимодействию с государством в вопросах решения социально-экономических проблем, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. 

В 2015 году в Казахстане был принят закон «О государственно-частном партнерстве». Вступивший в силу нормативный документ позволил создать лояльные условия для эффективного взаимодействия государственного и частного партнеров, отмечает аналитик казахстанского центра ГЧП Надира Мырзагалиева в своем интервью агентству «NewTimes.kz».  

Фото: youtube.com

По ее словам, ГЧП позволит вывести бизнес в Казахстане на новый уровень, в виде переориентации бизнес-процессов в частном секторе от привычного «купи-продай» или госзакупок к долгосрочному сотрудничеству.  В этом смысле, ГЧП сегодня становится модным среди бизнесменов. 

― После принятия Закона «О государственно-частном партнерстве» проекты ГЧП стали развиваться в Казахстане весьма активно. Какие наиболее интересные примеры были реализованы за это время?  

― Для начала хочу отметить, что один из главных критериев при отборе проектов ГЧП ― это социальная значимость. В этом смысле каждый пример государственно-частного партнерства является очень важным для потребителей услуг ― то есть для населения.

Но лично на мой субъективный взгляд, одним из нестандартных и интересных проектов стало строительство подстанции скорой помощи и обновление автопарка иностранным инвестором с дальнейшим обслуживанием населения. Вот так ГЧП стало «скорой помощью» для скорой помощи. К слову, опыт взаимодействия бизнеса и власти Актюбинской области рекомендовал перенять президент РК Нурсултан Назарбаев в своем недавнем выступлении.

В этой связи все проекты ГЧП, реализуемые на сегодняшний день, в большей или меньшей степени затрагивают острые социальные проблемы. Такие, как охват детей дошкольным воспитанием и обучением, снижение аварийности и трехсменности в школах путем строительства новой инфраструктуры или реконструкции и модернизации существующих зданий. В сфере здравоохранения можно отметить объекты первичной медико-санитарной помощи. Речь о поликлиниках, которые на сегодняшний день, во многом работают с превышением проектной мощности. В итоге мы наблюдаем длинные очереди и нарастающее недовольство пациентов качеством услуг. С помощью механизма ГЧП в стране получило дополнительную возможность развитие физкультурно-оздоровительных услуг не только в городах, но и селах.

В целом можно сказать, что подход Закона о ГЧП нестандартный по сравнению с Законом о концессиях. Если раньше по Закону о концессиях возможно было только строительство или реконструкция объектов, теперь можно перевести на механизм ГЧП функционирующие объекты путем доверительного управления, аренды, сервисного контракта. Также появилась возможность частной финансовой инициативы, когда у предпринимателя есть земельный участок или объект, в котором можно оказывать услуги населению в той же социальной сфере. 

― Сколько на данный момент проектов ГЧП реализовано? 

― Если в 2015-2016 годах на местном уровне были заключены всего 14 договоров концессии по ныне действующему Закону о концессиях в Восточном и Северном Казахстане.

То с 2016 года после принятия Закона о ГЧП по август 2017 года в активной фазе, т.е. на стадии конкурса по определению частного партнера и создания объектов находятся 137 проектов ГЧП.

За последние полгода количество заключенных договоров ГЧП выросло в два раза с 31 до 60 проектов. Общее количество проектов ГЧП переведенных на рельсы ГЧП выросло на 30%. 

В разрезе отраслей применения государственно-частного партнерства лидирует сфера образования, которая представлена направлением дошкольного воспитания и обучения.  Не отстают и другие отрасли социальной сферы как здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная защита, обеспечение жильем населения.

― Если составить рейтинг регионов по активности реализации проектов ГЧП, какие в лидерах и какие в аутсайдерах? 

― В тройке лидеров: Костанайская, Восточно-Казахстанская и Мангистауская области в которых заключено от 9 до 12 договоров ГЧП. В тройке аутсайдеров по количеству заключенных договоров – Карагандинская, Жамбылская и Западно-Казахстанская области.

Следует отметить, что эти регионы не стоят на месте и на сегодняшний день на начальной стадии планирования имеют 56 проектов и до конца года ожидается заключение не менее 5 договоров. 

― Сколько проектов, на какую сумму, в каких секторах экономики планируется реализовать до конца текущего года?  

― В целом по Казахстану за 2015-2017 годы заключены договоры ГЧП на сумму порядка 55 млрд тенге, которые находятся на стадии строительства или эксплуатации.

Прогнозировать точное количество проектов ГЧП, которые будут реализованы к концу года сложно – дело в том, что не все тендеры проходят успешно по причине отсутствия инвесторов. Тем не менее ожидаем заключение договоров по 59 проектам на сумму более 70 млрд тенге, находящимся, на сегодняшний день, на стадии конкурса.

Данные проекты представлены в 8 наиболее распространенных отраслях экономики, лидирует среди них, как правило, сфера образования, здравоохранения и ЖКХ. 

Кроме того, пользуется спросом среди бизнесменов механизм прямых переговоров, когда проект инициируется предпринимателем в отношении его собственности, объекта в долгосрочной аренде или интеллектуальной собственности. Количество таких частных инициатив также сложно прогнозировать. 

― От чего еще зависит реализация проектов ГЧП на местах? 

― Как отметил Глава государства в своем ежегодном Послании народу Казахстана, развитие ГЧП зависит от конкретной и профессиональной работы акимов, так как государственно-частное партнерство – это, прежде всего, привлечение инвестиций в сферы ответственности государства. В этой связи со стороны акимов требуется своевременное реагирование на тенденции инвестиционной политики государства, коммуникабельность и наконец, деловая хватка.

В последнее время заметна активность городских и районных акиматов. В частности, в Центре ГЧП прошли обучение по вопросам планирования проектов ГЧП сотрудники районных акиматов Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской, Алматинской, Южно-Казахстанской областей. Объекты социальной инфраструктуры находятся в собственности именно районных и городских акиматов с учетом территориального распределения. Так что именно с них начинается инициатива проектов ГЧП. Ведь им виднее, где требуется участие инвестора и в какой форме эта поддержка должна осуществляться. 

Радует то, что сейчас в каждом регионе Казахстана областными акиматами определены юридические лица по сопровождению проектов ГЧП местного уровня. Их сотрудники периодически проходят обучение в Центре ГЧП, тем самым обеспечивается их профессиональный рост, а также качество планирования и подготовки проектов ГЧП. 

Кроме того, активная работа акиматов обозначается непосредственным их участием в обсуждении каких-либо законодательных барьеров, в результате чего совершенствуется методологическая основа государственно-частного партнерства. 

Как показывает практика, иностранные инвесторы предпочитают инвестировать в крупные проекты. Тогда, как большинство проектов ГЧП, предлагаемых по линии акиматов, ― зачастую региональные и социально значимые. Привлечь частного бизнесмена в такой проект не просто. Поэтому с принятием Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» в 2015 году заложено правовое поле, позволяющее частному сектору инвестировать финансовые и технологические ресурсы для реализации инвестиционных проектов с использованием различных форм ГЧП на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей.

А в целом, социальные проекты, предусматривающие оказание образовательных, медицинских, физкультурно-оздоровительных услуг населению, развиваются за счет отечественных предпринимателей. Поэтому в проектах ГЧП считаем, что в первую очередь необходима поддержка казахстанского бизнес-сообщества. 

― Над чем сейчас работает Центр ГЧП для дальнейшего совершенствования механизмов государственно-частного партнерства? 

― Центр ГЧП держит руку на пульсе мировых тенденций по результатам встреч с иностранными инвесторами и по мере реализации новых проектов оперативно инициирует поправки в законодательство.

К примеру, до конца 2017 года будут подготовлены образцы конкурсной документации и проектов договоров ГЧП по новым формам ГЧП: сервисное обслуживание автомобильной дороги областного значения; оснащение медицинского учреждения медицинской техникой; доверительное управление организацией здравоохранения с проведением капитального ремонта и обновлением оборудования; капитальный ремонт и сервисное обслуживание здания школы.

Словом, в числе новшеств этого года ― дальнейшее развитие механизма ГЧП для обеспечения качественного процесса отбора частного партнера, разрешение методологических барьеров, возникающих на стадии проведения конкурса и переговоров, для привлечения наиболее эффективного партнера на взаимовыгодных условиях долгосрочного сотрудничества.

Очевидно, что совершенствовать принятый отдельный Закон о ГЧП куда проще, чем каждый раз лавировать в существующих смежных документах. И по истечении полутора лет его действия, можно смело сказать, что теперь развитие государственно-частного партнерства получило в Казахстане новый импульс. Судить об этом можно по количеству реализуемых проектов.

В целом Закон о ГЧП нормативно гибкий и позволяет реализовать проекты с различными преимуществами – будь то по применению мер государственной поддержки, по видам контрактов, по процедуре планирования проекта, определения частного партнера или другим аспектам. Все они позволяют осуществлять взаимовыгодное сотрудничество между государственным органом и представителями бизнеса.