Из-за отсутствия субсидирования казахстанские автоперевозчики терпят убытки — заявляют в союзе автотранспортников Казахстана. К примеру, в Алматы частные автобусные парки уже задумались о закрытии своего бизнеса, передает телеканал «Астана».
Если говорить о всех автоперевозчиках, то главная проблема — устаревший парк. Из 12 тысяч автобусов изношено порядка 60%, — рассказали в отраслевом союзе. Средний возраст курсирующих автобусов 27 лет. Обновить их автопарки не могут из-за финансовых трудностей. Правда, вопреки таким данным, алматинские автопарки все же купили новые автобусы. Но теперь не могут за них расплатиться. Около 300 единиц техники муниципальному ТОО «Алматыэлектротранс» приобрели за счет бюджета. А вот частникам пришлось влезть в кредит в надежде на будущее субсидирование.
«На эту удочку попались несколько наших парков, которые заключили договора, рискнули и уже начали поставлять новые автобусы, больше 100 уже прибыли в город. В этот момент акимат взял и снизил коэффициент рентабельности, затрат на ремонт в два раза. Таким образом, они завезли новые автобусы, но не в состоянии даже закрыть кредит, на который взяли эти автобусы. Теперь один автобусный парк грозит угнать автобусы в другой регион, другой автобусный парк может закрыться, так как оказался в критической финансовой ситуации», — говорит генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев.
Эту информацию подтвердили в ТОО «Green bus company». Автопарк закупил 135 новых автобусов в 2016 году и 50 в 2017. Но теперь не может за них расплатиться. Субсидировать городские власти готовы лишь те компании, которые приобрели автобусы в лизинг, сообщил руководитель филиала организации Баурджан Кулишев.
В союзе автотранспортников также сообщили, что после значительного обновления муниципального автопарка ТОО «Алматыэлектротранс» ему передали несколько маршрутов частных компаний, которые теперь тоже на грани закрытия.
В Шымкенте без субсидирования почти все транспортные компании города, а это 25 предприятий. По данным председателя ассоциации «Южавтотранс» Дархана Каюпова, около 65 процентов пассажирских автобусов и маршруток — устарели. Их эксплуатируют более 15 лет, отмечает Каюпов. Купить новый транспорт или взять его в кредит предпринимателям не позволяют доходы. Транспортный же отдел тем временем продолжает требовать обновления парка — говорят в ассоциации. В противном случае, чиновники грозят расторжением договоров с компаниями.
Ассоциация «Южавтотранс» просит у акимата не убирать устаревшие автобусы с рынка, а просто поменять им маршрут. Чтобы они могли работать хотя бы в пригороде Шымкента. Этот вопрос власти города пока обдумывают.
Кроме этого, транспортные компании обратились с просьбой к Правительству страны помочь приобрести в кредит новые автобусы у завода в Семее. Для этого городской акимат должен будет выступить в роли гаранта сделки. Перевозчики также просят договорится о том, чтобы банк не требовал первоначальный взнос и снизил процентные ставки.
В Актобе картина похожая. Большая часть автобусов устарели. Закупать невыгодно. По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области, стоимость одной единицы транспорта может доходить до пятисот тысяч долларов США.
Перевозками внутри города занимаются «Пассажирское автотранспортное предприятие» и «Автопарк». На балансе обоих предприятий 509 автобусов, но на линию выходят только 355. Остальной транспорт нуждается в капитальном ремонте или же не подлежит восстановлению. Чтобы решить проблему, городские власти уже закупили 70 автобусов отечественного производства. В марте новые автобусы, внутри имеются кондиционеры и все удобства для горожан, привезут в Актобе.
Тем временем, после трагедии в Иргизском районе, где в загоревшемся автобусе погибло 52 гражданина Узбекистана, в области ведется массовая проверка пассажирского транспорта. Она касается как транзитных, так и городских маршрутов. За последние 10 дней оштрафовали 5 водителей транзитных автобусов.
По словам полицейских чаще всего водители междугородних автобусов не имеют при себе тахографа и списка пассажиров.