Третий год длится реконструкция 15 км участка трассы Алматы — Екатеринбург. За почти 7 млрд тенге укладывают бетонку по госпрограмме «Нурлы жол». Закончить не получается: трещины на новом покрытии появляются раньше, чем наступает запланированная сдача объекта. В этом году новая дорога унесла 13 жизней, почти по одной на километр, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
На реконструкцию 15 км дороги между Темиртау и Карагандой по госпрограмме «Нурлы жол» выделили почти 10 млрд тенге из республиканского бюджета. По заказу АО «Казавтожол» был разработан проект реконструкции участка международной трассы.
В декабре 2016 года, сбросив почти 18% стоимости, конкурс на укладку бетонно-цементного покрытия выиграло ТОО «Сейсер». По контракту в декабре 2017 года реконструкцию должны были завершить, а люди — получить 15 км шестиполосной прочной дороги с цементно-бетонным покрытием за 6,9 млрд тенге.
Прошло почти три года, и за это время срок сдачи дороги постоянно переносился. Последний раз дедлайн обозначили 1 октября 2019 года. Заказчик ремонта — АО «Казавтожол» — дорогу не принял.
Что случилось?
Бетон-то подрядчик уложил, но покрытие потрескалось. Не смонтирован разделительный отбойник, не установлены знаки, нет освещения, не закончены развязки. Но осенью дорогу открыли для проезда.
«Наша задача была — дать проезд. Мы открыли трассу на зиму для беспрепятственного проезда. Трещины на безопасность никак не влияют. Но их не должно быть. Поскольку дорога вновь строится — это дефект. В идеале была цель получить новую дорогу. В этом году дорогу не примем. Рассматривается вопрос о продлении контракта», — говорит директор карагандинского филиала АО «Казавтожол» Серик Айдос.
Этот кусок дороги соединяет Караганду и Темиртау. Проблемы здесь возникли уже в 2017 году. Первые метры нового бетонного покрытия потрескались. Плюс к этому выявили значительные недоработки проекта. Одну из развязок спроектировали на водоводе, вторую пустили по березовой роще.
«По ходу строительства вышли непредвиденные, не учтенные проектом работы и т. д. Грунтовые воды не учли, в связи с этим необходимы были замена материалов и их количество. Проект подвергся изменению и был направлен на государственную экспертизу. Прошел проект экспертизу только осенью 2018 года. Соответственно, в этот период работы были приостановлены. Фактически в конце прошлого сезона только возобновились», — говорит Серик Айдос.
Параллельно с корректировкой проекта пытались выяснить причины трещин бетонки.
«Основная версия — из-за неуплотненных обочин произошло просачивание влаги в основание дороги, произошла усадка. Подрядчик отсыпал, укрепил обочины и поменял покрытие», — говорит Серик Айдос.
Так на дороге появились первые латки. Новое бетонное покрытие меняли на новое участками. Эти места отличаются по цвету, поэтому выглядят как заплаты. Пока меняли бракованные участки, бетон трескался на других. Плюс местами он крошится, его просто вымывает. Образуются неровности, которые заполняются водой или снегом, покрываются льдом.
«Сейчас по прямому ходу покрытие везде уложено. Порядка 80% выполнено и оплачено. В общем, около 5 тыс погонных метров не принято. Не только трещины, но и шелушение. Бетон не должен крошиться. Скорее всего, могут быть нарушены параметры самой смеси. Все дефектные участки — трещины — из объема исключены, за них не оплачивали. Мы примем после того, как их доведут до нормативных показателей», — заверил Серик Айдос.
В 2020 году, через три года с начала реконструкции, подрядчик будет опять менять покрытие. Чтобы бетон не разорвало за зиму окончательно, многочисленные трещины залили полимером.
Когда все-таки доведут дорогу до нормативных показателей и почему не удалось с первого раза — с этими вопросами мы обратились к директору фирмы-подрядчика ТОО «Сейсер» Максату Абеуову. Но предприниматель, судя по всему, не нашел времени для комментария.
Скоростному автобану скажем нет
Сейчас, хоть движение по трассе и открыто, по-прежнему действует ограничение скорости 70 км/час. На скоростной автобан новая бетонная шестиполосная дорога не тянет.
«По идее, прочность бетона превосходит асфальт. Но мы еще дорогу не получили, объект не приняли, надеемся, доведут до нормативов, и дорога простоит не одно десятилетие. Чтобы дорогу принять, трещин быть не должно. Участок полностью не оборудован, чтобы сдать: обочины, знаки, барьерное ограждение, свет… Только при наличии этого всего вводится 120 км/час. Дорога не доделана, в связи с этим ограничение скорости. Но, к сожалению, большая часть водителей игнорирует это ограничение», — сетует Серик Айдос.
Частично смонтированный отбойник подрядчик не успевает восстанавливать. В разделительное заграждение с завидным постоянством «влипают» машины, что говорит не только о нарушении водителями скоростного режима, но и об опасности самой дороги. Ремонт не закончили, а значит, не могут установить средства фиксации скорости. Выкрутились: на столбы проволокой прикрутили кое-как сваренные железные ящики, покрасили в желтый цвет. Типа скоростемеры…
В этом году, по данным департамента полиции Карагандинской области, на новом участке трассы произошло шесть дорожно-транспортных происшествий. В этих авариях 13 человек погибло и еще 10 травмировано. Это больше, чем за предыдущие четыре года вместе взятые.
«Казавтожол» лукавит, говоря о безопасности такого покрытия, не понимая ответственности за свои слова. Если любая недоработка не влияет на безопасность, зачем тогда вообще делать дороги? Так пойдет… Безусловно, есть определенные нормативы. Но в наших погодных условиях такой подход неприемлем. Если взялись, обязаны довести до конца. Необходимо обозначить бракованные участки, информационные знаки, табло, чтобы водитель знал, что есть опасные участки. Трещины, неровности, безусловно, сказываются на движении. Полотно неровное. Там, где произошло выкрашивание бетона, скапливается вода, образуется лед. Человек, уверенный, что дорога ровная, попадая на такие участки дороги, не подозревает, что его машину просто выкинет с дороги. Все эти недоделки — прямая угроза для водителей», — уверен руководитель ОО «Общество содействия автомобилистам» Руслан Лазута.
Материал подготовила Наталья Вернадская