Айгерим Карибаева сочетает в себе волевой амбициозный характер и нежность на пару с любовью к материнству. И это видно даже в ее иллюстрациях. Ее обаятельные персонажи существуют уже не только в графическом планшете, но и украшают стены в виде постеров, столы — в виде кружек и одежду — в качестве красивых брошек. Как ее иллюстрации «ожили», почему она благодарна жесткому воспитанию, как дети работают вместе с ней — об этом и многом другом корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовала с иллюстратором из Нур-Султана Айгерим Карибаевой, известной в Instagram как @art_aika.
Встречали когда-нибудь длинноволосую азиатскую девушку в национальной одежде, на самокате и в беспроводных наушниках? Это можно увидеть на иллюстрациях Айгерим Карибаевой, где соседствуют культурное наследие и элементы современности в виде айфона, бумажного стакана из кофейни Starbucks и электросамоката.
Мы встретились с Айгерим, чтобы обсудить ее творчество, учебу в Академии искусств, страх больших денег, секреты успеха и многое другое. Место встречи выбрано не просто так: мы идем беседовать в кофейню, где продаются товары с ее иллюстрациями, а на стенах висят работы Айгерим.
Она приходит вместе с дочкой Аружан, что тоже символично. Дети для Айгерим не только большое счастье, но и практически партнеры по бизнесу. Но именно с маленькой Аружан она начала свое дело, дав иллюстрациям новую жизнь.
О жизни на паузе, учебе в Академии искусств и жестком воспитании дяди-художника
«Я рисовала с детства, в художественную школу ходила, но с большими усилиями поступила в Академию искусств. Все, что было до нее, было посредственностью. Я жила в Караганде, потом переехала в Алматы, и это все перевернуло. Я до 18 лет будто была на паузе, а тут попала в свою среду обитания, поняла, кто я.
Но я пришла в академию после школы, а многие были из колледжа. Я сильно отставала. У меня появился стимул, и тут проявился мой характер.
По материнской линии у нас много творческих людей, не все реализовались, но было творческое начало. Но мой дядя Досбол Касымов — лауреат премий, заслуженный деятель искусств РК.
Он мой учитель, я все детство на него равнялась, была под его крылом, идеализировала его. Какие у меня есть планки, это им вышколено во мне. В студенчестве я прошла жесткое воспитание, но я ему безумно за это благодарна.
Айгерим Карибаева — кто она? Человек размышляющий, дизайнер графический
Если честно, я человек размышляющий: кто я, что я, для чего я, что я делаю? Это правда, что я дизайнер графический. У меня большой опыт в этой сфере.
Вместе с мужем вне Instagram мы развиваем эту тему. Я фанат своей профессии, она очень трудоемкая.
И, конечно же, художник-иллюстратор, но я себя называю иллюстратором, потому что для меня художник — это высшая ступень. Вот поэтому пока себя так не смею называть.
Не рисую ежедневно на холстах, не использую масляную краску, а использую графический планшет... у меня укоренелое понимание художника. Он вносит вклад какой-то — социальный или эмоциональный, есть острое понимание времени.
Моя заветная мечта — называться художником, писать картины, чтобы они откликались, чтобы в них была мысль и идея, чтобы в них был посыл социальный.
О богине Умай, которая привела к созданию бизнеса
Началось это год назад (продажа товаров с авторскими иллюстрациями — прим. NT). Я рисовала богиню Умай для форума, там проходил маркет, и мне дали стол. Я тогда была на пятом месяце беременности.
Решила распечатать некоторые свои работы, очень долго сомневалась: вдруг ничего не купят? Но у меня все купили. И так я стала показывать все в Instagram, мне начали заказывать, хотя я сначала стеснялась брать деньги.
Когда у меня стал расти живот, я поняла, что хочу чем-то себя обеспечивать. И с первым ребенком готовила себе почву для фриланса, брала заказы.
И как раз в этом кафе (где записывалось интервью — прим. NT) мне заказали оформление, а у них стояли стеллажи. Я предложила выставить свои работы.
Я была уже на последнем месяце, и я включила режим турбо. Понимала, что когда дочка родится, уже не смогу выходить из дома, надо наладить работу онлайн. Я настраивала работу с поставщиками, типографией.
Привезла сюда все за неделю примерно до родов и пошла собирать сумку в роддом. Но как только дочка родилась, работа не прекратилась — мы вместе с ней бегаем галопом. Я делала открытки, потом постеры, следом появились кружки — все продается.
Первый раз мне перевели, кажется, 40 тысяч, и я так радовалась, что кто-то купил мои открытки.
О внутреннем ребенке, детях как бесконечной медитации и материнстве
У меня была консультация с психологом. Мне так понравилось! Поняла, что моя основная составляющая — ребенок, рисует ребенок. Поэтому мои работы такие эмоциональные и искренние и людей так цепляют.
Когда появились дети — это медитация бесконечная. Да, бывает сложно, конечно. Но я люблю с ними играть, наблюдать, как они общаются. Мои дети дают мне возможность что-то сделать.
Я недавно сидела весь день за компьютером, а Аружан все это время просто просидела на ковре. Я ей дала свою косметичку, она ковырялась там, потом устала и уснула.
Со старшим была такая же история. Мы делали павильон на ЭКСПО, для меня это такой стресс был. Но я привыкла себя ставить в рамки, поэтому согласилась тогда на эту работу.
Сыну тогда было полгода, мы работали месяца четыре, и все это время он ползал где-то под столом компьютерным, на ноге висел или рядом где-то.
Материнство меня наполняет. Становишься сентиментальная, более тонкая, ощущающая, замечающая красоту. Большая часть моих работ эмоциональна. Хотя в голове я держу идеи более социальные. Но я знаю, что материнство помогает не всем. Взрослая жизнь и материнство — это вообще большое испытание.
О девушках-персонажах и положении женщин в Казахстане
Мои мысли радикальны, не все с ними согласны. Но я уже в том возрасте, когда могу понимать, что мое, а что нет.
Если бы женщины в нашей стране стремились к самореализации... Для меня это большая несправедливость, когда девушке указывают на место. Я не люблю слово келин.
Несут ли в себе отражение этой повестки мои персонажи? Нет, я никак не связываю своих персонажей с социальным подтекстом. Мне неприятна эта тема.
Я благодарна, что у меня супруг, который поддерживает во всех делах. Мы вместе с 2006 года — он тоже художник. Мы большие друзья, у нас общие планы и мечты.
Об эстетике, любимых запросах в Pinterest и гениальных ювелирах
Не могу смотреть на что-то некрасивое. Художник — это насмотренность, конечно. Если смотреть на предметы искусства, то ты и будешь выдавать нечто эстетическое.
Я изучаю все: и классическое, и современное искусство. Но чем старше становишься, тем больше появляется потребность в фундаментальном. У меня есть любимые художники, любимые запросы в Pinterest.
Люблю что-то этническое, украшения, в Instagram я смотрю греческие раскопки, подписана на художников, изучаю искусство 18-19 веков.
До нашего времени прекрасно сохранилось ювелирное искусство, и сегодня никто так не делает, ни один дом ювелирный. У них ведь не было ни Google, ни Pinterest, ни Instagram, но они брали откуда-то эти гениальные идеи!
Полезные советы иллюстраторам и не только
Понимать, кто ты. Знать свои плюсы и минусы. Не бояться загонять себя в трудности и не лениться. Проанализировать: неужели ты так много работаешь, чтобы прийти и сказать: все, у меня не получается? Не жалеть себя. Быть смелее.
Растормошить себя и быть к себе требовательнее. Выйти из своей коробки.
Работать на портфолио. Развивать Instagram-страницу. Можно самому искать издателей и тех, с кем можно коллаборацию устроить.
Найди себе пример и анализируй его. Развивай насмотренность, делай что-то новое.
Не надо стесняться и четко называть стоимость своих услуг, обговаривать сроки и условия работы. И всегда оформлять договор и не работать без него».