44 день самоизоляции редакции NT и мимолетные размышления о карантине

Корреспондент ИА «NewTimes.kz» вдруг осознала, что через два дня наступит месяц с момента введения карантина в столице, а наша редакция на самоизоляции и вовсе уже 44-й день. Из этого и родились размышления о карантине, стадии отрицания и адаптации к новым условиям жизни.

Фото: Pixabay

Вдумайтесь, только недавно мы слушали новости про коронавирус в мире и смотрели видео из Италии, где в коридорах больниц умирали старики. Кто-то игнорировал их, кто-то уже тогда боялся прихода заразы в Казахстан, кто-то настаивал на теории заговора (да и сейчас эта версия пользуется популярностью).

Потом случилось злополучное «наконец-то» — фраза, вырвавшаяся из уст бывшего главного санврача. И прогноз сбылся: в Казахстане стали регистрировать случаи заражения COVID-19.

И, представьте, меньше чем через два дня будет ровно месяц, как в столице и в Алматы ввели карантин! И это при том, что многие организации задолго до 28 марта успели перейти на удаленную работу из окопов самоизоляции.

Взять вот нашу редакцию, мы работаем из дома уже с 16 марта. Если брать в расчет выходные, то с 14 марта, а это, на минуточку, 44 дня на самоизоляции! Чтобы было еще красочнее: когда мы уселись на дистанционку, на дворе была зима. Я как-то вышла в супермаркет в дубленке и ботинках, в следующий раз — в юбке, кроссовках и тоненьком плаще. А потом выглянула в окно, а там люди в футболках и шортах. И непонятно, насколько полезна эта фиксация моментов.

С одной стороны, ты регистрируешь в голове ход времени и осознаешь, что жизнь не замерла, она просто несколько видоизменилась. А с другой — немного грустно, потому что весна в столице — замечательное время года. Когда ты живешь в бесконечной зиме, радостно видеть, как просыпается жизнь и деревья один за другим зеленеют, несмотря на регулярные бураны. Очень жизнеутверждающе, согласитесь!

Но карантин — это не добровольная самоизоляция. Это время, когда ты по закону можешь выходить из дома лишь по уважительной причине. Надо к стоматологу с больным зубом — уважительная. Хочешь побегать, потому что готовился к марафону, — неуважительная (все равно слабо верится, что мы увидим в этом году массовые мероприятия). Закончилась еда и надо в магазин — уважительная. Хочешь погулять во дворе и облизать качели, чтобы доказать теорию заговора, — неуважительная.

Но останавливает это не всех. Недавно мы публиковали материал о том, как пережить утрату близкого человека. Психолог подробно объяснила, через какие стадии проходит человек, проживающий горе, и теперь можно с уверенностью сказать, что карантин — это горе, потому что мы сейчас массово проходим через все эти стадии.

Только вот пока одни уже дошли до этапа принятия, обнаруживая себя адаптированными к новым условиям, другие застряли в стадии отрицания.

«Сколько вам денег платят за публикацию этих новостей?»

«Нет никакого коронавируса, это бред наших властей!»

«Все державы договорились, чтобы мы сидели дома!»

«Подозрительно, почему цифры растут, мы же все на карантине».

Так выглядит большая часть комментариев под новостями о коронавирусе. И это, по сути, объяснимо, страшно ведь терять контроль над своей жизнью, не понимая, что произойдет завтра. А чувство страха и тревоги как раз проистекает из неизвестности, вот мы и становимся нервными и срываемся друг на друге по каждому поводу.

Если еще учесть, что для некоторых карантин — это жизнь с домашним дебоширом или нервный поиск новой работы на кухне маленькой времянки, общая напряженность становится еще более объяснимой. И у каждого есть отягощающие эмоциональное состояние факторы: кто-то остался без работы, кто-то сидит взаперти с 5 шумными детьми, которые постоянно хотят на улицу и не могут усесться за уроки, другой начитался фейковых новостей про заболевших животных и с опаской смотрит на своего кота, четвертый лечится от серьезной болезни и ждет, когда доктора смогут заняться и другими пациентами, еще один тревожится из-за непройденных онлайн-курсов. Каждому из нас есть о чем волноваться.

Но заметьте, что сейчас особо ярко стали видны все огрехи и промахи каждого ведомства и отдельного человека. Это уникальная возможность провести аудит чего угодно! Взглянуть со стороны на свое времяпрепровождение, задуматься, почему вам неуютно наедине с собой, пересчитать свои кредиты и поразмышлять, как вы можете хотя бы попытаться улучшить свою жизнь в материальном смысле. Конечно же, очень хочется, чтобы тем же занялись и власти, тщательно изучив каждый недочет во всех жизненно важных системах страны.

В вотчине всех великих цитат мира — в соцсети «ВКонтакте» часто гуляла фраза «Любой кризис — это новые возможности». Приписывалась цитата Черчиллю, но это, в сущности, не важно. Важно, что жизнь продолжится, рано или поздно карантин закончится, мы выйдем на улицы, пару дней поулыбаемся друг другу, а потом все вернется на круги своя. Произойдут изменения в распорядке жизни, с которыми многие снова будут несогласны, но это возмущение ничего не изменит. Придется адаптироваться, но задумайтесь: а, может, это к лучшему? Может, в процессе адаптации вы создадите для себя новые пути?

Недавно 95-летняя бабушка моей знакомой сказала: «Сначала я видела войну. Потом мы всей страной пережили 90-е, когда не было света, воды, нормальной еды, разнообразия детских товаров. Людей убивали на улицах, а руководили всем рэкетиры. Но сейчас ситуация пострашнее — дело в заточении, а не в отмененных отпусках или увольнении с работы. Людям страшно заглянуть в глаза самим себе и признаться в страхах, провалах или желаниях. А что еще делать, когда ты закрыт дома надолго? Я была влюблена в мальчика в детстве, а во время войны он случайно погиб. И я вам скажу: все исправимо, кроме смерти, а вот жить, глядя себе в глаза и беря на себя ответственность за свою жизнь, надо учиться».