Нежелание казахстанских родителей продолжить дистанционное обучение в сентябре вылилось в петицию. Авторы обращения высказываются против планов узаконить учебу на расстоянии и просят всех неравнодушных подписать документ. На протест мам и пап ответил глава Минобразования, который пояснил, что традиционную форму обучения в нашей стране отменять не будут, но страна должна быть готова к форс-мажорам, таким как коронавирусная инфекция, вынудившим весь мир запереться в квартирах и учиться онлайн. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовала с президентом университета «Синергия» в Казахстане Бауржаном Касымбергебаевым, который одним из первых работал над внедрением онлайн-формата в университетах, и выясняла, есть ли шанс у дистанционки закрепиться в нашей стране.
Бауржан Касымбергебаев заявил, что дистанционное образование проникло и крепко закрепилось в Казахстане еще около 10 лет назад, а режим ЧП и карантин позволили испытать этот формат на прочность.
Бауржан сам, будучи родителем, наблюдал, как его дочь учиться на дистанционке. Ребенку учеба на расстоянии понравилась, а ее папа понял, что разработчикам видеоуроков для наших школьников необходимо было учитывать индивидуальные особенности детей, ведь у каждого своя успеваемость и восприятие информации.
Наш собеседник отметил, что общество не было готово к таким резким переменам и новости об онлайн-обучении люди восприняли неоднозначно.
«Наше общество еще не было к этому готово, у нас не было контента в цифровом формате, и это сейчас, в принципе, оперативно решается. Видите, пока не было необходимости дистанционного обучения, то, соответственно, всей инфраструктуры для наполнения контента не было. Здесь обвинять МОН нельзя, но я думаю, что теперь этому будет уделяться внимание», — констатирует собеседник.
Бауржан уверен, что эффективность дистанционного обучения зависит от нескольких факторов.
«Первый – насколько система, которую предлагают нам, максимально адаптирована под то, чтобы правильно давать знания. Студент, который обучается у нас онлайн, и студент, который посещает обычный вуз, отличаются тем, что если в обычном университете он не попал на лекцию преподавателя, то эту лекцию он вынужден брать у своего одногруппника, а тот в свою очередь записал только то, что посчитал нужным, и обычно это меньше 1%. А в онлайн-университете все лекции доступны в личном кабинете, поэтому у студента есть возможность в любое время на 100% получить эту информацию по дисциплине», — отмечает Бауржан.
Кроме того, дистанционное обучение многократно дешевле, чем обучение офлайн, считает он. Потому что нет трат на помещение, коммунальные услуги, интернет, дорогу и так далее.
«Огромный плюс дистанционного обучения – это возможность студенту самому формировать свой учебный график, самому выбирать время, когда ему наиболее комфортно получать те или иные знания. Потому что у нас всех разные организмы, кто-то более активен днем, а кто-то, наоборот, ночью или утром. В этом отношении это огромный плюс – учиться, когда тебе удобно и комфортно. Еще один весомый плюс – это возможность совмещать теорию и практику. Например, вы дистанционно учитесь в университете и параллельно можете заниматься работой. У обучающихся дистанционно могут выработаться самостоятельность и дисциплина, если они хотят добиться прогресса. Ведь самому придется формировать время», — рассказал в интервью Бауржан Касымбергебаев.
При этом Бауржан согласен, что есть определенные дисциплины и направления в высшем образовании, которые принципиально нужно изучать в обычном формате.
«Я бы сказал, что принципиально изучать «вживую» такие дисциплины, которые подразумевают контакт с преподавателем, например медицинские, когда вы должны осматривать пациента, нащупывать его пульс и чувствовать какие-то моменты руками. Есть и технические дисциплины, связанные с работой в лаборатории, которые требуют больших работ в технических условиях, потому что не у каждого дома есть условия для проведения исследований.
Они, конечно, требуют живого общения, чтобы человек мог сам рядом с преподавателем экспериментировать», — признается он.
Собеседник считает, что формат «дистанционки» будет проникать и в другие сферы жизни людей.
«Если сейчас дистанционное образование с режимом ЧП стало нормальным явлением в системе как высшего, так и среднего образования, то сейчас дистанционное обучение будет внедряться и в других отраслях, услугах, в частности, получение прав, обучение езды на автомобиле, получение каких-либо новых навыков», — предполагает он.