«Жестокое испытание»: Чему действительно научил казахстанцев COVID-19

С сегодняшнего дня страна начала выходить из карантинной спячки. Ситуация с коронавирусом, хочется верить, понемногу улучшается и казахстанцы вернутся к прежней жизни. Думается, что это вопрос не одного дня. Но, прожив полгода в условиях пандемии и связанных с нею ограничений, казахстанцы уже сделали для себя некоторые выводы. В интервью  ИА «NewTimes.kz» они рассказали, чему их научил COVID-19, сменились ли жизненные ценности, удалось ли освоить новые навыки или открыть новые возможности.

Фото: freepik.com

Несмотря на страх заразиться или потерять постоянный доход, большая часть опрошенных призналась, что позитивные уроки из пережитого все-таки извлекла.

«Коронавирус лично меня научил тому, что нужно быть всегда готовым к непредвиденным обстоятельствам, убедился, что люди могут быть сплоченными в очень сложной ситуации, что в любой момент можно навсегда потерять людей, которых любишь.

Ценности появились только во времяпрепровождении с близким человеком. Самоизоляция — сложный период для каждого человека в отдельности, это как тест на возможность существовать в этом мире, выживание и борьба с невидимым противником. Переосмыслил многие жизненные моменты и ценности, увидел неспособность государства обеспечить медицинской помощью, медикаментами, а также «равные» права для всех граждан по сравнению с другими странами», — считает Сергей.

«Начала думать о том, что мы сами строители своей жизни, даже если мир окунулся в тишину, ты сам можешь устроить себе и веселье, и расслабон, и мини-путешествия. Все в нашей голове и границы тоже там. Карантин научил больше внимания уделять своему здоровью, что нужна профилактика, а не пичкать себя таблетками.

Вывод — нужно ценить каждый прожитый день, даже если он был неудачным. Это тоже урок. Ловить кайф от каждого момента и ситуации, потому что ты не знаешь, каким будет следующий день.

Сделала также вывод, что часть общества еще не имеет ни культуры поведения, ни уважения к личным границам, ни осознания важности соблюдения каких-либо мер для безопасности, а госуправление до конца не понимает, что нужно делать. Но также открылась и другая сторона, когда люди помогают, бесплатно раздают маски, лекарства, занимаются благотворительностью и просто помогают друг другу морально», — высказалась Анна.

«Чему научил? Справляться с домашними делами, параллельно делать свою работу, помогать ребенку с учебой по дистанционке и, несмотря на все это, не попасть в психушку. И если появляется время для себя, то вспомнил, что когда-то в школе ходил на уроки по классической гитаре. Вот возобновил. Маленькими шажками, но потихоньку вспоминаю.

Произошедшее повлияло в целом на понимание, кто есть кто. Взгляды на жизнь не менялись, лишь стал еще тверже в своем мнении о жизни, об отдельных людях и о происходящем вокруг.

Выводы? Понять, что не стоит ждать помощи от тех, кто, по идее, мог бы помочь. Что, какими бы ни были госуправленцы, они тоже совершают ошибки, но, к сожалению, в больших масштабах», — говорит Баубек.

«Коронавирус научил бережнее относиться к своему здоровью и тщательнее следить за гигиеной. На уровне паранойи брызгаю все антисептиком и при первой возможности мою руки.

Я стала ближе к семье. Гулянки отошли на второй план. Всяким посиделкам теперь предпочитаю душевный вечер в кругу семьи за ужином, больше времени стала проводить со старшим поколением, появился страх за жизнь родителей и бабушек из-за группы риска и в целом», — признается Алия.

«Коронавирус научил радоваться сегодняшнему дню, быть внимательным к родным и друзьям. Когда болеешь, может показаться, что рядом никого, когда на самом деле многие хотят помочь.

Взгляды остались прежними, не считая того, что некоторые связи укрепились, другие — оборвались. Карантин — это жестокое испытание именно на стрессоустойчивость. Иногда нужно остановиться, чтобы понять, что тебе нужно или, наоборот, что у тебя уже есть. Тебе может казаться, что надо бежать вперед, когда ты должен сделать перерыв и проанализировать то, что есть. Дать себе отчет в том, что ты сделал хорошего или не сделал», — размышляет Айнура.

Другие спикеры заявили, что карантин хорош изоляцией, которая позволила найти время побыть наедине с собой, а некоторые оценили дистанционную учебу и работу.

«Работать дома намного лучше, чем в офисе. Я могу не выходить из дома месяцами. Оказывается, человеческая жизнь очень хрупкая и быстротечная, начинаешь больше ценить семью и отношения. Но, тем не менее, кардинально ничего не поменялось», — считает Ассель.

«Офис нужен только для развития коммуникаций внутри коллектива и экономии на коммуналке дома. Но можно обойтись и без него.

Эта встряска напомнила, что важнее собственного физического и душевного здоровья и близких ничего нет. Поняла, что независимо от места проживания, национальности, языка, на котором говорят люди, мы все одинаковые. Нам одинаково страшно перед лицом опасности. А еще общая проблема объединяет людей сильнее общей радости», — говорит Алина.

«Мне стало удобно учиться дистанционно, это позволило наконец-то найти работу и обеспечивать свои нужды. Повезло, что график работы позволяет заниматься не во вред учебе. Я вернулся из Караганды на карантин к родителям, пересмотрел свое отношение к семье», — признается Ислам.

Однако есть и те, кто посчитал, что карантин имел достаточно негативных последствий, которых можно было избежать.

«Я понял, что нельзя надеяться на государство, что наш народ сплоченный и поистине сильный. Но самое главное, понял, что нам предстоит еще многое поменять, чтобы казахстанцы жили достойно, гордились своей страной, были настоящими патриотами», — уверен Дархан.

«Все могло бы пройти менее болезненно для населения, но правительство решило, что на всеобщей беде можно нажиться. Я всегда полагаюсь только на себя и во время карантина надеялась только на свои силы, когда не получила положенной выплаты, бегала по аптекам в поисках лекарств и была сама себе врачом», — говорит Альмира.