Строим втридорога: Казахстанские проекты, которые обошлись дороже зарубежных

Казахстанцы то и дело спорят о целесообразности трат из бюджета. Мы осуждали алматинскую белку за 15 миллионов, салюты во время пандемии и даже критиковали ЭКСПО-2017. Но есть в стране множество зданий и проектов, которые действительно были бы полезны, не будь они столь дорогими. Казахстанская смета почему-то всегда выглядит дороже и внушительнее зарубежных, а после окончания строительства частенько заводятся дела о хищениях и коррупции. Журналист ИА «Newtimes.kz» решила сравнить стоимость ледового дворца, национального пантеона и других «фишек» Казахстана с аналогичными проектами за рубежом. 

Фото: Sputnik Казахстан

Транспортный проект «Астана LRT»

Памятник коррупции — именно так называют нашумевший транспортный проект «Астана LRT», запуск которого тянется уже пять лет. Его стоимость оценили в 1 млрд 45 млн долларов.

С 2015 года на реализацию легкорельсового транспорта из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Строительство должно было завершиться к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Изначальная стоимость «Астана LRT» составляла 1,8 млрд долларов. 

Фото: sputniknews.kz

С обслуживанием займа Китайского банка развития на 20 лет проект обошелся бы в 2,6 млрд долларов. В 2019 году проект оптимизировали, и его окончательная стоимость составила 1,5 млрд долларов.

В Сети уже сравнили строительство трансокеанского моста Ханчжоу в Поднебесной и ЛРТ в Нур-Султане. Выяснилось, что один километр оригинальной конструкции обошелся в 39,8 млн долларов, в то время как казахстанского долгостроя — почти 80 млн долларов. 

Кроме того, неоконченное строительство транспортного пути обошлось стране дороже, чем несколько крупнейших и популярнейших зданий мира. Так, знаменитые башни Петронас в Малайзии стоят 1,16 млрд долларов. Небоскреб «Бурдж-Халифа» в Дубае — 1,5 млрд долларов. Столько же стоят лондонский стадион Wembley и стадион Yankee в Нью-Йорке.

Фото: РИА Новости

Стоит ли отмечать, что все вышеперечисленные здания и проекты приносят кучу денег этим странам, привлекая множество туристов и оправдывая все бюджетные траты. Между тем счетный комитет Казахстана утверждает: проект «Астана LRT» за 1,5 млрд долларов не окупаем. 

Национальный пантеон за 960 млн тенге

Строительство первой очереди национального пантеона для знаменитых политиков и общественных деятелей завершилось еще в прошлом году. Его общая сметная стоимость составила 958 миллионов 300 тысяч тенге. 

В 2016 году столичный акимат вообще хотел выделить 2,3 млрд тенга на строительство пантеона и реконструкцию мавзолея Кабанбай батыра. Позже сумму снизили до 1,7 млрд тенге. 

Фото: informburo.kz

Два года спустя чиновники заявили, что проект оптимизировали, в том числе убрали из расходов электрообогрев полов. Так стоимость строительства снизилась почти до 960 млн тенге.

В мире не так много современных пантеонов, возведенных хотя бы в последние несколько десятков лет. Однако есть множество популярных религиозных объектов, которые обошлись  другим странам в разы дешевле.Так, исландский лютеранский храм Хатльгримскиркья стоит несколько миллионов долларов, но привлекает тысячи туристов и прихожан своей необычной задумкой.

75-метровое здание видно из любой точки города, а  форма здания напоминает извержение лавы из жерла вулкана. И не скажешь, что оно построено только 35 лет тому назад.

Ледовые дворцы в Алматы

К универсиаде-2017 Казахстан готовился обстоятельно. Государственные деньги уходили не только на крупные арены, но и на подведение инженерных коммуникаций, а также возведение атлетической деревни для 3,5 тыс спортсменов. 

И все же больнее всего по бюджету ударили строительство ледовых дворцов. Так, стоимость «Алматы Арена» составила 38,5 млр тенге, ледового дворца «Халык Арена» — 23,4 млрд.

Для сравнения: 38 млрд тенге составила сумма ущерба от всех экономических преступлений за шесть месяцев этого года. Те же 38 млрд выделил акимат Алматы для борьбы с коронавирусом. Стоит ли говорить о там, насколько это большая сумма для строительства одного спортивного объекта. 

К примеру, бельгийский футбольный стадион AFAS Stadion обошелся в 10 млн долларов, но вмещает в себя почти 20 тыс болельщиков. Чуть дороже стоит итальянская Dacia Arena, которая представляет собой зрелищную арену для 25 тыс зрителей.

Реконструкция Кабанбай батыра за 91 млрд тенге

За увеличение транспортного потока приходится платить дорого. Доказательством этому стала реконструкция проспекта Кабанбай батыра от моста реки Есиль до аэропорта имени Нурсултана Назарбаева. Его общая протяженность составляет 17,353 км, а стоимость работ оценивается в 91 млрд тенге. 

«После реконструкции в столице появится транспортный узел между проспектами Кабанбай батыра и Туран. Проект позволит увеличить транспортный поток и уменьшит возможность образования заторов на дороге, которые здесь возникают часто», — отмечали в пресс-службе МИИР РК.

Фото: informburo.kz

Вот как выглядит последняя смета расходов: 

• на уширение проспекта до 6-8 полос уйдет 13,2 млрд тенге, или 15% от общей стоимости, стоимость одного километра дороги составит 760 млн тенге;
• 16 млрд тенге, или 18% денег, направят на строительство транспортных развязок;
• 11,3 млрд тенге, или 13% — на строительство трех больших подземных пешеходных переходов);
• 4,6 млрд тенге, или 5% — на шесть малых пешеходных переходов.

На все эти работы, включая строительство девяти надземных и подземных пешеходных переходов, трех транспортных развязок, уйдет половина выделенных средств — 45,1 млрд тенге.

«Оставшиеся 49 процентов (43,8 млрд тенге) — это затраты на обновление и перенос существующих коммуникаций (водоснабжение, канализация, электроснабжение, освещение, теплосети), устройство ливневки, озеленение и благоустройство, светофорные объекты», — добавили в МИИР.

Такие суммы казахстанцы нашли более чем раздутыми. К примеру, стоимость строительства 1 км федеральной трассы в России не превышает 264 млн тенге. А реконструкция дорог по стоимости не сильно отстает от строительства новой, в среднем она обходится в 29,6 млн российских рублей. 

Фото: РБК

Возьмем для примера и Московскую кольцевую автомобильную дорогу. Это одна из самых крупных и загруженных трасс в мире. На реконструкцию порядка десятка участков МКАДа и крупных развязок на пересечении с вылетными магистралями в России потратили около 3,5 млрд рублей. Против наших 91 млрд тенге.

Коронавирус, больницы и бюджет

14,8 млрд тенге — такая сумма ушла на строительство трех медицинских модульных комплексов карантинного типа в столице, Шымкенте и Алматы. 

На госпитали в Нур-Султане и Алматы потратили по 5,5 млрд тенге, а на госпиталь в Шымкенте — 3,8 млрд тенге. Вот как о целесообразности сумм высказывался глава BI Group Айдын Рахимбаев:

«Что касается стоимости, правительством было выделено 5,5 млрд тенге на госпиталь на 200 мест. Все помнят, что в Китае было построено несколько временных госпиталей и затем демонтировано. Тот, который мы все видели на популярном видео, стоил $143 млн на 1000 человек, что составляет $143 тыс за одно койко-место. 

Стоимость нашего же госпиталя за одно место обходится в $64 тыс. К тому же изначально в правительстве было принято решение, что госпитали должны быть капитальными и будут эксплуатироваться десятки лет. Надо ведь быть готовыми ко второй волне КВИ и разным другим прогнозируемым вирусам», — писал бизнесмен.

Китайские больницы действительно оказались более мобильными и быстровозводимыми. Зачастую они и дешевле. Например, больница Хошэньшань в Ухани была построена за 10 дней и рассчитана сразу на 1000 коек. Обошлась в несколько миллионов долларов. 

А многие европейские страны и вовсе решили отказаться от строительства дорогостоящих медцентров и устроили временные госпитали в пустующих зданиях, которые быстро переоборудовали под нужды пациентов. К примеру, вот госпиталь на 2 тыс мест на Principality Stadium в Великобритания.

Дополнительные больницы открывали в одном из крупных торговых центров Ирана и испанском экспоцентре IFEMА.