На днях президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил запретить условно-досрочное освобождение для коррупционеров. Подобное решение главы государства еще на один шаг приблизило общество к нулевой терпимости для любителей взяток. Ведь даже сейчас, в эпоху пандемии, страну то и дело сотрясают коррупционные скандалы в высших эшелонах власти. Журналист ИА «NewTimes.kz» собрала в обзоре имена крупных казахстанских чиновников, которые присваивали миллионы денег из бюджета, а затем оказывались на свободе по УДО.
Об отмене поблажек для любителей «взять на лапу» стало известно почти сразу после совещания Токаева по вопросам противодействия коррупции. Президент отметил, что борьба с коррупционерами является одним из приоритетов стратегического развития страны.
Ровно день спустя в аккаунте главы государства в Twitter появляется следующая запись:
«Поручил законодательно установить запрет на применение условно-досрочного освобождения для лиц, осужденных за коррупционные преступления».
Стоит отметить, что вопрос о раннем освобождении взяточников в Казахстане поднимается не в первый раз. Год назад группа депутатов мажилиса писала запрос на имя премьер-министра страны Аскара Мамина.
Народные избранники отметили, что «только в Казахстане, несмотря на гигантские суммы хищений и вымогательств (а может быть благодаря им), лица, вроде бы громко осужденные на длительные сроки, без лишнего шума освобождаются при первой возможности, о чем казахстанцы пост-фактум с удивлением узнают из СМИ».
Тогда же депутаты предложили ввести в уголовное законодательство нормы, препятствующие освобождению коррупционеров по УДО. Однако введение запрета в правительстве почему-то посчитали «преждевременным».
«Учитывая законодательное требование об обязательности полного возмещения ущерба, а также принимая во внимание возможность предоставления осужденному загладить причиненный вред, большинство уполномоченных государственных органов выражает мнение о преждевременности рассмотрения на данном этапе вопроса об установлении запрета на применение УДО по коррупционным преступлениям», — сообщалось в ответе Мамина.
Год спустя инициатива парламентариев все же получила поддержку лично от президента. Однако шанса выйти на свободу досрочно лишились только будущие коррупционеры. К сожалению, за несколько десятков лет в стране накопилось множество фактов освобождений чиновников, которые нанесли огромный ущерб бюджету.
Мухтар Джакишев, экс-глава Казатомпрома
Пожалуй, дело бывшего главы казахстанской компании «Казатомпром» Мухтара Джакишева можно назвать самым неоднозначным в этой подборке. Его обвиняли по 176-й статье УК РК («Присвоение или растрата вверенного чужого имущества») и по статье 311 УК РК («Получение взятки»).
Джакишеву вменялась в вину передача долей в крупнейших урановых месторождениях Казахстана офшорным компаниям. А сумму ущерба оценили в 99,6 млрд тенге.
Судебный процесс 2010 года проходил в закрытом режиме и завершился обвинительным приговором. Экс-главу одной из крупнейших компаний по производству урана приговорили к 14 годам лишения свободы.
Сам Джакишев никогда не признавал себя виновным. Он трижды подавал ходатайства об условно-досрочном освобождении, однако суд отказался удовлетворять два из них. Решение мотивировали «невозмещением причиненного ущерба», несмотря на тяжелое состояние здоровья подсудимого. Мухтар Джакишев вышел на свободу лишь в марте 2020 года.
Серик Ахметов, бывший премьер-министр Казахстана
Экс-глава казахстанского правительства Серик Ахметов не вышел на свободу по УДО. Однако в этом список высокопоставленный чиновник попал потому, что виртуозно ему удалось скостить свой срок заключения и даже попасть под президентскую амнистию.
Напомним, что Ахметова осудили в конце 2015 года по статьям «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества», «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности».
Год спустя после уплаты им в казну компенсации в размере 2,2 млрд тенге суд сократил осужденному срок заключения с десяти до восьми лет. Серик Ахметов вышел на свободу 21 сентября 2017 года после президентской амнистии. Оставшийся срок ему заменили на ограничение свободы.
Бывший премьер-министр несколько раз подавал ходатайства с просьбой освободить его условно-досрочно от наказания в виде ограничения свободы и исключить дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в госорганах. Но пока безрезультатно.
Куандык Бишимбаев, экс-министр национальной экономики РК
Бишимбаев занимал должность главы министерства национальной экономики с мая по декабрь 2016 года. А год спустя Нацбюро по противодействию коррупции сообщило о его задержании.
Чиновника подозревали в неоднократном получении взяток в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору. Позже стало известно, что его подозревают в хищении одного миллиарда тенге.
По версии следствия, Куандык Бишимбаев, будучи на посту главы АО «НУХ «Байтерек», организовал преступную схему при строительстве завода по производству и обработке листового стекла в Кызылорде через подведомственную компанию ТОО «Orda Glass» и ее подрядную организацию ТОО «Шымкентхиммонтаж».
В марте 2018 года Бишимбаева приговорили к 10 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать руководящие должности на госслужбе, с конфискацией имущества, приобретенного на средства, добытые преступным путем.
Его признали виновным в получении взяток на сумму 346 млн тенге и хищении 1,2 млрд тенге из бюджета.
На свободу бывший коррупционер вышел по УДО в октябре 2019 года. КУИС отмечал «положительную характеристику» Бишимбаева в период пребывания в заключении и «возмещение присужденного судом иска». Поэтому 25 сентября прошлого года суд удовлетворил представление об УДО.
Муслим Ундаганов, бывший начальник облспорта Западного Казахстана
Дело экс-начальника управления спорта ЗКО Муслима Ундаганова можно назвать одним из самых скандальных. Чиновник обвинялся в хищении бюджетных средств в особо крупных размерах в составе организованной преступной группы. Он был осужден в апреле 2013 года и приговорен к 12 годам лишения свободы
Вскоре адвокатам Ундаганова удалось добиться пересмотра приговора, и срок наказания был сокращен почти до 10 лет лишения свободы. Отсидев 7,3 года, заключенный вышел по УДО.
Однако буквально на днях горе-коррупционера вновь заключили под стражу. Оказалось, что судоисполнитель ввела в заблуждение суд, заявив, что осужденный полностью погасил в солидарном порядке долю в размере 51,8 млн тенге.
Так, во время проверки прокуратуре Костанайской области стало известно, что долг Муслима Ундаганова не погашен. Прокурор обратился в областной суд для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. 19 августа было вынесено новое постановление, которым в удовлетворении ходатайства осужденного об УДО отказано.
Кроме того, прокуратура ЗКО начала досудебное расследование в отношении государственного судебного исполнителя Папашевой по факту выдачи ею письма о погашении долга осужденного. Ее обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями.
Стоит отметить, что по условно-досрочному освобождению отпускаются не только чиновники-коррупционеры. За примерное поведение из тюрем выпускали и осужденных за растраты, а также разглашение государственных секретов.
К примеру, экс-глава КНБ Нартай Дутбаев вышел по УДО в июне 2020 года. Ранее он был признан виновным в разглашении государственных секретов и превышении служебных полномочий. Дутбаева приговорили к 7,5 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе, лишили воинского звания генерал-лейтенанта и государственной награды.
В феврале 2018 года прошел новый суд, после которого Дутбаеву увеличили срок наказания до 12 лет лишения свободы. Его признали виновным в злоупотреблении властью, растрате чужого имущества, легализации денег или имущества, полученных преступным путем.
Через год экс-главе КНБ РК Нартаю Дутбаеву на заседании кассационной инстанции Верховного суда РК уменьшили срок наказания на один год, с 12 до 11 лет лишения свободы. В этом году Дутбаев вышел на свободу.
За аналогичные преступления судили бывшего замглавы администрации президента РК Баглана Майлыбаева. В 2017 он был признан виновным в разглашении государственных секретов и злоупотреблении должностными полномочиями. Его приговорили к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать должности в госорганах.
Однако уже в июне 2020 года Майлыбаев досрочно вышел на свободу.
«Осужденный Б. Майлыбаев обратился в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от неотбытой части наказания. Суд, рассматривая ходатайство, принял во внимание отбытие осужденным установленной законом части наказания, положительную характеристику администрации учреждения, выполнение правил внутреннего распорядка, отсутствие взысканий, 9 поощрений, третью положительную степень поведения, возможность трудоустройства, облегченные условия содержания и отсутствие по делу иска. Оснований для отказа в удовлетворении ходатайства нет», — отметили в пресс-службе столичного суда.