«Молодые мамы начинают пробовать»: Как синтетические наркотики «завоевывают» казахстанцев

Новые психоактивные вещества — вещь опасная и пока еще плохо изученная. Синтетические наркотики приводят к самым непредсказуемым последствиям, а в силу своей дешевизны и доступности привлекают все больше подростков. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» изучила совместное исследование Евразийской ассоциации снижения вреда (ЕАСВ) и школы права Университета Суонси, в котором рассказывается, что же происходит на рынке так называемых «дизайнерских» наркотиков, кто их употребляет и до чего они доводят казахстанцев.

Фото: Pixabay

Судя по данным отчета, последнее национальное эпидемиологическое исследование по употреблению наркотиков среди казахстанцев проводилось лишь 19 лет назад, в 2001 году. По его результатам стало ясно, что 1,7% населения страны употребляли наркотики, на тот момент это было 252,5 тыс человек.

Казахский научный центр дерматологии и инфекционных заболеваний представил в этом году отчет, согласно которому в Казахстане в 2019 году было 94,6 тыс человек, употребляющих инъекционные наркотики. В 2018 году таких людей было зафиксировано 120, 5 тыс, из которых лишь 14,8% стояли на учете в наркологии. Средний возраст употребляющих — 34,5 года, из них было 83,2% — мужчины и 16,8% — женщины.

Что употребляют эти люди? Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД в 2016 году подсчитал, что наиболее часто употребляемыми инъекционными наркотиками в Казахстане были героин (83,6%), мак опийный (13%), дезоморфин — так называемый «крокодил» — (2,5%), другие наркотики (0,5%).

«По данным исследования, проведенного в 2012 году, распространенность употребления наркотиков в течение жизни среди подростков и молодых людей в Казахстане составляет около 16,3% (±1,1%). В таблице ниже приведена разбивка по полу и возрасту», — сообщается в отчете.

У молодых людей большей популярностью пользуются каннабис (11,2%), ингалянты (5,4%), экстази (2,3%), транквилизаторы и седативные вещества (1,5%), амфетамин (1%) и другие вещества. Правда, исследование по употреблению молодежью новых психоактивных веществ не проводилось.

«По данным наркологического учета за 2017 год, растет число молодых людей в возрасте до 18 лет, употребляющих стимуляторы (0% в 2016 году и 1,9% в 2017 году), летучие органические соединения (32% в 2016 году и 48,7% в 2017 году) и опиоиды (2,1% в 2016 году и 3,2% в 2017 году). Те же данные демонстрируют существенный рост инъекционного употребления психоактивных веществ среди людей в возрасте до 18 лет — в 2016 году этот показатель составил 5,6%, а в 2017 году – 11,5%. Численность ЛУИН (лиц, употребляющих инъекционные наркотики) в возрасте до 18 лет возросла с 18 человек в 2017 году до 37 человек в 2018 году», — приводят пугающую статистику авторы отчета.

Читайте также: Самая «соль». Как и почему казахстанская молодежь подсела на синтетические наркотики

В 2017-2018 годы возросло также число детей, госпитализированных с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ:

К слову, авторы отчета проводили в том числе интервью с фокус-группой и экспертами, и все из опрошенных сошлись во мнении, что молодые люди к тому же все чаще начинают употреблять НПВ — новые психоактивные вещества или синтетические наркотики, которые сейчас находятся в более легком доступе, не так дорого стоят и к тому же везде рекламируются.

Во время мониторинга информационного поля МВД совместно с министерством информации и общественного развития выявило и заблокировало около 450 наркосайтов, ограничило доступ более чем к 300 интернет-ресурсам, пропагандирующим наркотики, а также удалило около 100 граффити-надписей с электронными ссылками интернет-магазинов по продаже наркотиков и других запрещенных веществ.

Согласно данным исследования, НПВ покупают больше через интернет (47,7%), чем через какие-либо другие источники. Как правило, покупателями выступают молодые люди, которые используют систему электронных кошельков и «закладок» (спрятанные упаковки наркотиков). Немного меньше потребителей НПВ (45,5%) приобретают наркотики через знакомых и всего 7,0% (в основном ЛУИН) покупают их у продавцов наркотиков.

«Согласно национальному отчету о наркоситуации в Республике Казахстан в 2018 году, число случаев отравления психоактивными веществами сократилось на 30% в период с 2013 по 2017 год. Большинство передозировок происходит из-за употребления опиоидов, а именно героина. Риск смертности для ЛУН в 3,6 раза превышает аналогичный показатель для общего населения. Последние данные по передозировкам доступны за 2018 год, когда было зафиксировано 688 случаев интоксикации, вызванной употреблением психоактивных веществ, 136 из них с летальными последствиями», — сообщается в отчете.

Исследование показало, что употребление синтетических каннабиноидов повышало риск развития психоза в 1,51 раза, в то время как употребление нескольких НПВ повышало риск развития психоза в 1,74% раза. Каждый дополнительный день употребления НПВ в течение месяца повышал шансы на развитие психоза на 4-5%. У молодых людей риск развития психотических осложнений был выше, чем у людей старшего возраста.

Интервьюируемые высказали свое мнение о том, как молодежь начинает употреблять наркотики и в каком возрасте:

«Сложно определить возрастные группы, люди с 12 до 50 лет и выше, если говорить в общем. У каждой возрастной группы свои методы, способы употребления: 15 лет — клубы, от 30 — на квартире».

«Молодежь преимущественно сейчас с 14 лет начинает употреблять НПВ, такие опасные для здоровья».

«Во дворе живет молодежь и спрашивает у меня, хотя раньше не употребляла. Молодые мамы также интересуются, пробуют, употребляют…»

«Очень актуально, потому что появилось очень много молодежи, которая употребляет синтетические наркотики. […] если раньше была вспышка героиновой зависимости, то теперь волна синтетики».

При этом актуальна проблема слабой изученности этих наркотиков, и врачи порой оказываются бессильны. Вот что говорят участники фокус-группы:

«Врачи-наркологи не знают, что делать и как лечить данную группу людей».

«В стране отсутствуют лечение и программы, направленные на людей, которые употребляют новые психоактивные вещества».

«Обращаемость в наркологию снижается, потому что данный вид наркотиков [НПВ] не вызывает физическую ломку... от синтетики не сильно ломает — просто бессонница и депрессия, нарушается сон, психические расстройства. При таком состоянии в основном больные получают лечение амбулаторно, то есть обращаются к нам, мы выписываем рецепт, и они покупают лекарства в аптеке».

К чему может привести употребление НПВ — так называемых «дизайнерских наркотиков»?

Респонденты авторов отчета составили большой список рисков и последствий употребления НПВ. Большинство названных рисков касалось психических расстройств и сердечно-сосудистых заболеваний.

Говорили о галлюцинациях и агрессии: «У меня была девушка, которая говорила, что, придя домой, у нее начались галлюцинации, и она увидела в своем грудном ребенке безобразную черепаху. Она хотела убить ее, хорошо, что она в тот момент была дома не одна».

Был случай, когда человек под «скоростью» изнасиловал и убил маму, а когда нормальный, никто и подумать не мог, что он может так поступить. Он употреблял раньше героин, потом отбыл срок, вышел, стал употреблять «скорость». И в момент галлюцинаций убил свою маму, ему что-то показалось.

  • Шизофрения. Паранойя: «страх преследования». Некоторые респонденты высказали мнение, что психические расстройства зависят от готовности человека и его настроя на «трип»: «Очень важно, с каким настроением человек вошел в «трип»: если есть беспокойство и нервозность, то в «трипе» ты будешь переживать сильное беспокойство, манию преследования, жуткие визуалы, нервозность, шизофрению».
  • Психоз, панические атаки: «Один друг сделал ремонт. Сам он употребляет СК, и после он вскрыл во всем доме пол, ища «закладку». Эти ощущения возникают также в состоянии отмены. Мою знакомую положили в больницу, и она первые две недели искала там «закладки» во время синдрома отмены».
  • Суицидальное поведение, в том числе попытки суицида: «Мой сосед «вышел» с 4-го этажа, весь переломался, но, к счастью, остался жив. Потом он объяснил, что ему казалось, что к нему пришла полиция».
  • Агрессия. Дезориентация. Бессонница, нарушения сна (из-за долгих марафонов с употреблением НПВ): «Я был 11 дней в марафоне и при этом работал, уснул за рулем, когда ехал на работу».
  • Энцефалопатия (нарушение импульсов в нервной системе).
  • Снижение веса из-за отсутствия аппетита.
  • Обезвоживание, сгущение крови.
  • Экземы на теле, абсцессы, грибковые инфекции.
  • Дыхательная недостаточность (гиповентиляция), поражение легких, туберкулез.
  • Проблемы с сердцем (сердечные приступы), инсульт.
  • Дистрофия.
  • Передозировки, интоксикация.
  • Гепатит.

В результате авторы пришли к выводу, что Казахстан занял центральное положение на рынке НПВ по ряду причин, среди которых, например, следующие факторы:

  • Он граничит с Китаем и Россией, где производится большая доля НПВ, которые затем поступают на рынок Казахстана или перевозятся через его территорию.
  • Также НПВ стало легко приобрести через интернет. С каждым днем растет число новых сайтов и каналов в мессенджерах Telegram и WhatsApp, которые привлекают к употреблению НПВ все больше людей. Реклама таких каналов повсеместно размещена в общественных местах.
  • Молодых людей также привлекают в НПВ новизна и простые способы употребления (как правило, курение или вдыхание).

В заключение авторы перечислили множество потенциальных угроз и уже существующих проблем и резюмировали отсутствие четкого плана.

«У Казахстана нет действующей стратегии, плана действий или программы, которая помогла бы решить проблемы употребления наркотиков и торговли ими. В стране отсутствует единый документ, в котором были бы обозначены план действий и основные составляющие ответа на возникающие проблемы, связанные с наркотиками. Необходимо разработать такой стратегический документ вместе с организациями гражданского общества для того, чтобы обеспечить эффективный ответ на давно существующие вызовы и новые возникающие проблемы», — говорится в числе прочих выводов.

В отчете можно более подробно узнать, каковы симптомы передозировки, почему люди, употребляющие наркотики, боятся обращаться по телефонам доверия и к специалистам и как лечат тех, кто все-таки оказался в больнице.