Если верить оценкам международных организаций, во время пандемии коронавируса мужчины стали больше участвовать в решении домашних задач. Но и женщины стали еще больше заниматься хозяйством и детьми, вероятно, отчасти это произошло благодаря дистанционной учебе и удаленной работе. При этом, несмотря на поразительный гендерный разрыв в уходе за домом и членами семьи, многие казахстанки даже не знают, что такое неоплачиваемый труд. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» проверила это, опросив 18 жительниц столицы, а также изучила, как обстоит ситуация с домашним неоплачиваемым трудом в Казахстане.
Мы опросили 18 астанчанок в возрасте от 19 до 55 лет и узнали, в курсе ли они, что такое неоплачиваемый труд. Как оказалось, мало кто задумывается о домашних заботах как о бесплатной работе.
Мария, 28 лет: «Я никогда не слышала такую формулировку, если честно. Может, это переработки? Когда ты остаешься не до 6 на работе, а до 8, а тебе за это не доплачивают?»
Дарига, 42 года: «Впервые слышу. Я предполагаю, что так называют время, которое ты тратишь сверхурочно на работу».
Айкерим, 19 лет: «Конечно, знаю. Это преимущественно домашние дела, которые мы регулярно выполняем поверх обычной деятельности, но за которые мы, само собой, ничего не получаем. Тем не менее, участвуем в развитии экономики. Я сейчас как раз учусь на курсах по гендерной проблематике, и этот вопрос жутко интересный для исследований».
Сания, 25 лет: «Эх, на больную мозоль прям. Неоплачиваемый труд — это мое хобби практически. Вот я готовлю постоянно, ухаживаю за домом, почти в одиночку ухаживаю за ребенком — и за мужем, само собой, выгуливаю собаку, оплачиваю счета — это он и есть, неоплачиваемый труд».
Из 18 астанчанок только четыре — 19, 23, 25 и 30 лет — знали, что такое неоплачиваемый труд. Все остальные склонялись к тому, что это связано с «переработками в офисе».
Ответив на вопрос и услышав правильный ответ, многие из респонденток задумались, сколько времени они тратят на домашние заботы.
Маржан, 39 лет: «Ох, вот это у меня, оказывается, неоплачиваемого труда гора! Я работаю с 9 утра до 5 вечера. Встаю в 6.30, готовлю завтрак мужу и детям, быстро перекусываю сама. Собираю мужу еду на работу. Потом трачу на свои сборы минут 30-40, еду на работу.
Прихожу домой ближе к 6, днем, на работе, проверяю периодически домашние задания детей — у меня их трое, но старший уже в университете, а вот младших приходится проверять постоянно. Вечером после работы я готовлю ужин, занимаюсь стиркой, прибираюсь, глажу мужу свежую рубашку каждый день, захожу к своей маме пожилой — она живет по соседству.
Обязательно надо еще пообщаться с детьми, покормить их, проверить уроки, узнать, как дела. На себя у меня почти нет времени, только за час до сна я могу принять душ, хоть немного посмотреть телевизор или почитать, а потом все, просто отрубаюсь без сил!»
Из 18 опрошенных астанчанок 16 оказались замужем, и только четыре из них сказали, что мужья помогают по дому.
Дарига, 42 года: «Мой муж всегда говорит, что раз он получает больше, чем я, то я должна сама все делать дома».
Маржан, 39 лет: «Мой супруг помогает лишь укладывать детей спать. Вот тот отрезок времени, что я иду в душ и немного отдохнуть, берет на себя он. А по хозяйству нет, никакой помощи. Только мусор выкинуть по дороге».
Диана, 29 лет: «Мы сразу с мужем договорились, что будем пополам все делить. Так было все первые четыре года совместной жизни, но теперь я родила, конечно, большинство задач легло на меня. Я же дома сижу. Только мужчины не понимают, что сидеть с новорожденным ребенком — не такое большое удовольствие, как им кажется. Но справедливости ради, мой муж реагирует, когда я уже начинаю ему говорить, что нужна помощь».
В соответствии с определением МОТ — Международной организацией труда, неоплачиваемый труд включает три формы трудовой деятельности: производство услуг для собственного конечного использования домохозяйством, услуги по уходу за членами семьи, безвозмездная трудовая деятельность на благо местного сообщества или помощь другим домохозяйствам.
Эти категории разбиты на подгруппы, которые включают такие виды деятельности, как, например, оплата счетов, совершение покупок, сопровождение членов семьи в школу или в больницу, приготовление пищи и даже уход за домашними животными.
По оценкам МОТ в 2018 году, в мире на неоплачиваемый труд по уходу ежедневно затрачивается 16,4 млрд часов. Это равняется труду 2 млрд людей, если бы они ежедневно отрабатывали 8-часовой день бесплатно. Затраты по времени у женщин, которое уделяется неоплачиваемому труду по уходу и работе по дому, составляют 76,2% — втрое больше, чем со стороны мужчин.
Комитет по статистике при Миннацэкономики предоставлял в 2018 году данные по среднему количеству часов, затрачиваемых на неоплачиваемый домашний труд в стране. Исследование проводилось среди людей от 15 лет и старше. Выяснилось, что на неоплачиваемые услуги для домашнего хозяйства и его членов работающие мужчины тратят в среднем за сутки 1 час 09 минут, а работающие женщины — 3 часа 36 минут. Безработные мужчины ненамного больше времени уделяют домашнему хозяйству — 1 час 24 минуты, а безработные женщины — 4 часа 05 минут.
«Как протекает и из чего состоит один день из жизни женщины в Казахстане? Возможно, сама она и не задумывается над этим вопросом. Но на него есть ответ — 133/246. И это не результаты какого-нибудь медицинского теста. 133 — это средняя продолжительность времени в минутах в день, которое она проводит на оплачиваемой работе. 246 — это средняя продолжительность времени в минутах в день, которое она посвящает неоплачиваемому труду по уходу и работе по дому. Для сравнения: один день из жизни обычного казахстанского мужчины — 203/110», — говорится на сайте уполномоченного по правам человека в РК.
К слову, в ООН изучили, как меняется ситуация с неоплачиваемым трудом во время пандемии. Так вот, по оценкам организации, в пандемию в Казахстане мужчины с большей готовностью привлекались к воспитанию и уходу за детьми и пожилыми членами семьи, чем к помощи в выполнении домашних задач. Хотя время, затрачиваемое женщинами на ведение домашнего хозяйства, увеличилось (с 18% до 41%), почти каждый третий мужчина — участник опроса ответил, что стал больше помогать детям в учебе (32%).