Казахстанцы с почечной недостаточностью теряют здоровье из-за внутреннего конфликта интересов в Минздраве

Казахстанцы с хронической почечной недостаточностью добиваются официального признания альтернативной терапии, которая поможет им отсрочить диализное лечение. Речь идет о препарате, который чиновники от медицины никак не внесут в список лекарств гарантированного объема бесплатной медпомощи и системы ОСМС. По словам пациентов с ХПН, министерство здравоохранения Казахстана внутри своего ведомства создало конфликт интересов, в результате чего они не могут получить заветные медикаменты бесплатно, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: freepik.com

Как правило, пациентам с почечной недостаточностью при ухудшении состояния, на 4-5 стадиях назначают гемодиализ. Процедура предоставляется бесплатно, но это весьма дорогостоящая медуслуга. Диализное лечение пациентов с ХПН обходится государству в 5 млн тенге на человека, в то время как во всем мире уже широко применяется альтернативный способ лечения. Но не все могут им воспользоваться: в месяц на подобную терапию понадобится 100 тыс тенге.

Суть альтернативного лечения заключается в применении препарата кетостерил. Это торговое название, медицинское — кетоаналог незаменимых аминокислот. По словам, пациентов с ХПН в Казахстане препарат невозможно включить в список лекарств, выдаваемых бесплатно, потому что республиканский центр развития здравоохранения не считает его лекарственным средством, в то время как Наццентр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий кетостерил признал таковым.

«Дело в том, что международного запатентованного названия нет, поэтому некоторые ошибочно причисляют его к биологически активным добавкам, но это серьезный лекарственный препарат. Назначать его надо по показаниям, он эффективен только при соблюдении строгой диеты», — пояснил заведующий кафедрой эпидемиологии, биостатистики и доказательной медицины КМУ ВШОЗ Рафаиль Кипшакпаев, отметив, что кетостерил признан лекарственным средством во многих странах. К примеру, в России и Молдове с 2005 года он выдается бесплатно больным ХПН.

«Кетостерил — это препарат. Любое утверждение, что это не лекарство — чушь! Достаточно зайти на сайт национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий — и найдете его в госреестре. В препарат кетостерил включены не только аминокислоты, но и кетокислоты — аналоги аминокислот, которые не содержат азот, а превращаются в организме в необходимые аминокислоты, захватывая азот. Именно то вещество, которое медленно выводится при хронической почечной недостаточности. Этим препарат способствует снижению уровня мочевины, восстанавливает баланс аминокислот, что важно при диагнозе, обеспечивает организм полезными веществами с минимальным введением азота в условиях дефицита белков.

По целому ряду причин аппетит пациентов ухудшается, и они могут совсем отказаться от белковой пищи. Это недопустимо! Помогает отсрочить диализ и улучшает состояние. А это крайне важно, если пациент подходит к диализу в состоянии белково-энергетической недостаточности, что ухудшает результаты его лечения и прогноз», — пояснил Кипшакпаев.

Как отметила заместитель председателя правления республиканского общественного объединения «Умiт жолы» Айгерим Айтжанова, Минздрав Казахстана создало внутри своего ведомства конфликт интересов, из-за которого пациенты с ХПН не могут получить заветный кетостерил бесплатно.

«Национальный центр экспертизы зарегистрировал препарат в 2017 году как лекарственный, а республиканский центр развития здравоохранения пока не дает официального отказа внесения этого препарата в список гарантированного объема страхования. Но если они расценивают этот препарат как БАД, тогда это явный конфликт интересов. От этого страдают молодые люди. Хроническая почечная недостаточность — не приговор, с ним можно жить годами, но, к сожалению, у нас все диализные центры ориентированы на развитие гемодиализной службы. Дело в том, что пока Минздрав не введет этот препарат в список лекарств гарантированного медицинского страхования, пациенты не могут получить его бесплатно. Хотя на сегодняшний день свыше 5 млн тенге тратится на содержание пациента на диализе, в то же время терапия кетостерилом стоит всего 930 тыс тенге», — пояснила Айгерим Айтжанова.

«Сегодня пациента привлекают на гемодиализ пенсией в 64 тыс тенге плюс пособие на индивидуального помощника. Никто не задумывается о том, чтобы продлить жизнь пациенту. Всем лишь бы посадить пациента на диализный аппарат, и затраты никого не интересуют. После процедуры пациент выходит как выжатый лимон, и качество этой услуги по всей стране разное», — добавила она.

Айгерим почти 24 года страдает ХПН и сахарным диабетом. По ее словам, таких пациентов, как она, с каждым годом все больше.

В качестве доказательства она привела итоги мониторинга, проведенного НАО «Фонд социального медицинского страхования». По его результатам с 2012 по 2018 годы в Казахстане произошел прирост пациентов на программном диализе.

  • На начало 2012 года количество пациентов с нефрологической патологией составляло  1918 человек, из них впервые взятых на программный диализ — 938 казахстанцев, то есть 49% от общего числа.
  • На конец 2018 года число казахстанцев с ХПН увеличилось до 11 960, из них 8822 человека, или 75%, — пациенты программного диализа.

«Попав на диализную терапию, увидела много пациентов, которых взяли на ранних стадиях, и им уже сказали, что все, это приговор, и настроили ходить на диализ, сразу гарантируя присвоение первой группы инвалидности. Для Минтруда и Минздрава это огромные затраты, но почему-то они не заинтересованы в сокращении трат бюджета и сохранении жизни пациентов, чтобы они могли подольше побыть на додиализном этапе. Ведь процедуре подвержены даже 16-летние дети! Главная задача врача-нефролога —  помочь продлить жизнь пациента, прилагая все усилия к отсрочке диализной терапии», — заключила Айгерим Айтжанова.

Мы обратились в министерство здравоохранения за разъяснением, там обещали прокомментировать ситуацию в ближайшее время.