Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, «пандемическую усталость» зафиксировали у 60% населения. Всего девять месяцев пандемии изменили привычный уклад жизни людей и стали причиной накопившегося негатива. О том, с какими ментальными проблемами уже столкнулись казахстанцы и почему они продолжают нарушать правила, находясь на карантине, журналиста ИА «NewTimes.kz» побеседовала с дипломированным психологом, гештальт-терапевтом Викторией Князевой.
Эксперты признают, что «пандемическая усталость» заставляет многих игнорировать установленные ограничения и рекомендации по профилактике коронавируса.
По мнению ученых, пандемия не прекратится в ближайшее время и люди должны иметь возможность жить в привычных для них условиях. И если держать закрытыми заведения общественного питания долго, это заставит людей общаться в закрытых помещениях, где нет физического дистанцирования.
Психолог Виктория Князева подразделяет термин ученых на две категории. В первом случае речь идет об усталости, которая приводит людей к нарушению эпидемиологических требований и карантинного режима.
«Если мы берем во внимание только Казахстан, то люди просто устали от неразберихи. Я не хочу говорить об опыте других стран, ведь почти везде возникли проблемы из-за пандемии коронавируса. И человечество просто не знало, что делать. С такой глобальной болезнью в нашем веке мы столкнулись впервые и не знаем, как и на кого она может повлиять. И этот случай исключительный, так как у людей не было конкретного плана действий.
То есть не было понимания, что и зачем нам делать. Нам некомфортно, когда правила игры резко меняются. То мы сидим на карантине, то вновь возвращаемся к привычному темпу жизни, а потом режим вновь ужесточают, и точные даты завершения локдауна никому неизвестны.
На самом деле это порождает много других параллельных процессов, но если мы говорим о пандемической усталости и нарушении правил, это как раз-таки от непонимания того, как наше поведение может повлиять на ситуацию. Да, об этом много говорит государство и пишут в СМИ, но если говорить в целом, то в некоторых моментах логическая цепочка была нарушена. К примеру, люди не понимают, почему открыты ТРЦ, но в офис ходить строго запрещено и не ездят автобусы.
Конечно, никто не думает о том, что на работе может быть строго ограниченное количество людей для соблюдения социальной дистанции. Но никто эти нюансы не учитывает. У нас все либо ничего.
Или даже сейчас, бары и рестораны работают только до 22.00, но люди ведь все равно гуляют, общаются и обнимаются. Какой в этом смысл? Ведем себя как подростки: чем больше родители запрещают, тем больше мы делаем. Просто умудряемся делать это вовремя. Нарушения правил были и будут, потому что люди так устроены.
Основная причина усталости в том, что карантинные правила так часто менялись за год, что люди уже перестали воспринимать их всерьез. Только мы привыкаем к одним, как тут же появляются новые, третьи и четвертые. Конечно, это порождает очень сильное напряжение и нежелание придерживаться их», — делится профессиональными наблюдениями эксперт.
Во втором случае, по словам психолога, у людей наблюдается уже истощение, приводящее к депрессии.
«Оно возникает от накопившегося стресса на фоне пандемии. Карантин вызвал у людей множество бытовых сложностей. Кому-то пришлось остаться дома со своими близкими, и он не был готов к такому. Потому что человеку привычнее ходить на работу и видеться с друзьями, а не сидеть дома 24/7.
Еще и проводить столько времени с собственными детьми, например. Немногие мужчины, особенно в нашем обществе, остаются со своими детьми долгое время. Немногие пары могут проводить вместе время 24/7. Многих людей также пошатнуло то, что они потеряли работу.
В общем, карантин и изоляция принесли каждому из нас какой-то стресс, который проявляется с разных сторон и зависит от личностных особенностей. У каждого человека есть свой триггер, на который он реагирует. Кто-то переживает из-за нахлынувшего одиночества, другой не понимает, когда закончится весь этот режим, и переживает и-за неизвестности.
По моим наблюдениям, было также много людей, которые переживали из-за ограничений в передвижения. Им было сложно соблюдать указания правительства и сидеть дома. Они чувствовали себя как подростки, которых запер дома строгий родитель. И в ответ пошла реакция — некий саботаж, бунт — «а я не хочу». Потому что они словно вернулись в подростковый период, в котором чувствовали себя плохо.
По сути, все люди оказались в той ситуации, когда государство выступило в роли родителя и указывает что делать, а мы как маленькие дети: ну и как к этому относиться? Тем более, когда родитель пребывает в панике и постоянно меняет правила, ребенок не в состоянии им следовать. И ничего с этим сделать нельзя, потому что существуют штрафы и другие санкции», — перечисляет неудобства лодкдауна Князева.
По словам психолога, все эти стрессы могут наслаиваться друг на друга, и лишь меньшинство из нас приняло всю ситуацию безболезненно.
«В пандемию сейчас вовлечен весь мир. И остаться незацепленным этой волной паники, тревоги и настороженности было очень сложно. Потому что все об этом говорили. И даже если кого-то не напрягала сама изоляция, то, так или иначе, зацепила смерть.
Особенно когда уже начали болеть и умирать знакомые и близкие. Этих новостей становилось все больше, возник самый настоящий информационный шум. И от него было очень сложно избавиться.
Вкупе эти факторы вызывают еще больший стресс, который до сих пор не имеет конца. Мы опять же поставлены в некоторую неизвестность. А это такой экзистенциальный вопрос, к которому сложно относится каждый человек на планете. Практически никто из людей не в состоянии долгое время выдержать неизвестность и неопределенность.
Поэтому нам нужно знать все наперед, иметь точные данные и получать больше информации. Мы всегда хотим объяснений, а если их не получаем, начинаем придумывать сами.
И когда этот стресс накапливается и нет понимания того, каким образом мы можем выйти из этого состояния, начинается уже фаза истощения. Ведь поначалу нас, наоборот, мобилизовали и шел период адаптации к изменениям. Но ситуация так и не прояснилась: людей выпустили из изоляции, но последствия усталости никуда не исчезли.
Кто-то до сих пор остается на удаленной работе, у кого-то ухудшилось состояние здоровья после болезни, а кто-то приходит в себя после смерти близких. Некоторые могли даже выйти на привычную работу, но очень боятся заболеть. Есть и те, кто до сих пор находится в изоляции, потому что еще не переболели. Также тяжело приходится людям, которые потеряли работу и столкнулись с финансовыми трудностями. И весь этот накопленный негатив постепенно переходит в «дистресс». Это уже идет фаза истощения: в ней наблюдается глобальная усталость как на моральном, так и на физическом уровне», — продолжает спикер.
По словам Князевой, на фоне истощения у людей могут возникнуть психосоматические заболевания.
«От истощения уже начинает болеть тело. У кого-то появляются сердечно-сосудистые заболевания, у кого-то мигрени — все зависит от особенностей организма человека. А если не возникли физические болезни, могут появиться ментальные.
Например, повышенная тревожность переходит в тревожное расстройство, когда все вокруг вызывает панику. Или усиливаются симптомы ОКР, необязательно, что наступает обсессивно-компульсивное расстройство, но могут обостриться симптомы. А может наступить самая настоящая депрессия — легкая, фоновая или тяжелая.
Это основные расстройства, которые за последнее время наблюдаю я и мои коллеги. Над ними уже всерьез работает психологическое сообщество. Вообще обращения к психологам намного участились. Ведь, несмотря на пандемию, у всех все равно продолжается личная жизнь, карьерные вопросы и депрессия частенько идут на фоне накопленного стресса.
И если мы уже не можем бороться с коронавирусом, то стоит хотя бы прорабатывать риски. И ментальное здоровье сейчас в особой зоне риска», — резюмирует психолог.