Журналист ИА «NewTimes.kz» продолжает обзор деятельности министров образования в Казахстане. Напомним, за годы независимости эту должность занимали 13 чиновников. Среди них один из самых популярных политиков Имангали Тасмагамбетов, нынешний сенатор и героиня множества мемов Бырганым Айтимова, обвиненный в коррупции Жаксыбек Кулекеев и реформатор Ерлан Сагадиев.
Многие казахстанцы при фамилии Тасмагамбетов вспоминают, скорее, славные годы, когда политик выступал в роли градоначальника обеих столиц Казахстана. Бывший посол РК в Российской Федерации также занимал должность премьер-министра страны, руководил министерством обороны и регулярно лидировал в списке возможных преемников Елбасы.
И совсем немногие помнят, что в 1997 году Имангали Тасмагамбетов возглавлял казахстанское министерство образования. Опыт работы с детьми у чиновника уже был: в начале своей карьеры он работал тренером в детско-юношеской спортивной школе и был учителем географии и биологии.
Однако реализовать большие реформы в МОН РК, опираясь на собственные идеи, чиновнику не довелось, он пробыл на этой должности всего семь месяцев. Параллельно с этим Тасмагамбетов выполнял функции заместителя премьер-министра и уделял этой работе существенно больше времени.
Вскоре его сместил не менее опытный и именитый чиновник Крымбек Кушербаев. Как раз в этот период в ведомстве началась «реформы», которые так любит наша власть, — переименование и реорганизации.
Поначалу Кушербаев был министром образования, культуры и здравоохранения, затем министром здравоохранения, образования и спорта, а в 2000 году, наконец, появилось министерство образования и науки (МОН РК), сохранившее свое название по сей день.
Стоит отметить, что существовала такая должность, как министр науки и новых технологий Казахстана. Ее занимали два политика — ударившийся позже в оппозицию Галым Абильсиитов (1992-1994) и чиновник с говорящей фамилией Владимир Школьник (1994-1996).
Что касается Абильсиитова, тот, скорее, запомнился не как реформатор сферы образования, а оппозиционер и политзаключенный. Какое-то время он занимал должность вице-премьера в правительстве, однако вскоре затем ушел с госслужбы и занялся бизнесом.
В середине 90-х стал одним из основателей и лидеров движения «Азамат», которое регулярно подвергало критике действующую власть в стране. После недолгого задержания по политическим мотивам и вынужденных голодовок Абильсиитов решил навсегда уйти из политики и вновь удариться в науку.
Существенных перестановок не было и в период руководства Школьника. В стране продолжались сокращение бюджета и уменьшение плана приемов студентов в вузы. Параллельно с этим уменьшалась численность профессорско-преподавательского состава. В 1995 году она упала сразу на 20%.
Но вернемся к началу нового тысячелетия. С 2000 по 2002 годы министром образования был Нуралы Бектурганов, которого позже заменила Шамша Беркимбаева (2002-2003). В этот период начался уход в коммерческий сектор зданий детских садов, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений. И тогда же Казахстан присоединился к Болонскому процессу.
Следующая фамилия прочно закрепилась не только в главном образовательном ведомстве, но и криминальных сводках. Жаксыбек Кулекеев пережил настоящие взлеты и падения за все время своей карьеры: он был министром экономики, председателем счетного комитета, а с 2003 по 2004 годы руководил МОН РК.
В 2007 Кулекеев был первым вице-президентом АО «КазМунайГаз», а позже стал руководить национальной компанией «Казахстан темір жолы». Год спустя финансовая полиция задержала служащего по подозрению во взяточничестве.
В ноябре 2008 года экс-главу МОН РК осудили за злоупотребление должностными полномочиями на три года заключения в колонии с лишением права занимать руководящие должности в следующие пять лет.
Вскоре на место опального министра пришла нынешний сенатор Бырганым Айтимова. Она была главой министерства образования и науки с 2005 по 2007 годы. На тот момент в Казахстане продолжало увеличиваться количество частных университетов и впервые прошел прием в магистратуру и докторантуру по западным стандартам PhD.
Однако многие критиковали министра за реформы и новые требования к средним специальным учебным заведениям — лицеи и колледжи долго не могли разобраться с новым порядком лицензирования.
Должность Айтимовой перешла к двум неоднозначным министрам — Жансеиту Туймебаеву (2007–2010) и Бакытжану Жумагулову (2010–2013). Первый повысил проходной балл единого национального тестирования с 50 до 60 и ввел периодическую аттестацию учителей.
Кроме того, Туймебаев был большим фанатом первого президента Казахстана и учредил «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Министр даже предложил присвоить Елбасы звание Героя труда, но, несмотря на все старания, был отправлен в отставку.
Жумагулов продолжил дело своего предшественника и все пытался перевести опыт НИШ на все среднее образование. Тогда же в стране начал подниматься вопрос о необходимости изучения иностранных языков, поэтому министр инициировал первые пилотные проекты трехъязычного образования.
И все бы ничего, но главу МОН неожиданно обвинили в плагиате диссертации, и Жумагулов был вынужден уйти с поста.
Его место с 2013 по 2016 годы занимал Аслан Саринжипов. И чего только не было в эти годы! Так, министр планировал приватизировать государственные вузы и ввести в университетах корпоративный принцип управления.
«Мы предлагаем ввести в состав наблюдательных советов крупных вузов представителей местных исполнительных органов, индустрии, национальной палаты предпринимателей и общественности. Это бы соответствовало лучшей международной практике», — отмечал экс-глава МОН РК.
Кроме того, «саринжиповские» реформы вновь ударили по злосчастному ЕНТ. С 2015 года оно разделилось на два этапа — национальное тестирование (НТ) и комплексное тестирование (КТ). Кроме того, у казахстанских школьников появилась возможность пройти главный экзамен несколько раз в год.
Переходим к главному реформатору — Ерлану Сагадиеву. Тот руководил ведомством с 2016 по 2019 годы. Чем же занимался министр в течение трех лет? Во-первых, полностью обновилось содержание среднего образования, которое вынудило всех учителей проходить курсы повышения квалификации.
За основу программы обновленного содержания образования была взята модель «Назарбаев Интеллектуальных школ» — 12-летка, трехъязычное обучение и новые программы. Изучать английский язык пришлось не только казахстанским школьникам, но и педагогам.
За период с 2016 по 2018 годы на реализацию реформы среднего образования из бюджета было израсходовано около 95 млрд тенге, причем основными статьями стали разработка методологических и учебных материалов и повышение квалификации учителей.
И да, именно при Сагадиеве появились ненавидимые многими СОР и СОЧ, новая система оценивания и пятидневка. Кроме того, для 1-11 классов утвердили новые стандарты гособразования, программы и несколько типовых учебных планов.
Во-вторых, чиновники, наконец, обратили внимание на положение казахстанских учителей. Министр призывал освободить педагогов от лишних обязанностей и бумажной волокиты — ввели мотивирующую систему аттестации и стимулирующие надбавки за выполненную работу.
В третьих, при Сагадиеве начался переход на подушевое финансирование школ. Подобная система продолжала внедряться и при последующих министрах — Куляш Шамшидиновой и Асхате Аймагамбетове.
К слову, Шамшидинова является антирекордсменкой среди всех министров образования. Она занимала эту должность всего 3,5 месяца. И, несмотря на народное одобрение и надежды, попросту не успела внести крупные изменения в сферу образования.
Сейчас эту ношу взял на себя самый молодой министр образования — Асхат Аймагамбетов. Он продолжает некоторые реформы своих предшественников и проводит свои. Чиновник признает: ошибки были, и их нужно исправлять.
«Если недостатки допущены, надо брать на себя ответственность. Кто-то, например, говорит, что недавно работает в должности. Я говорю, что так быть не должно. Неважно, вчера ты пришел на эту работу или только что, ты должен быть готовым ответить.
Умение взять на себя ответственность за то, что происходило в прошлом, позапрошлом годах, за то, что происходит сегодня, — очень важная компетенция», — заявлял глава МОН РК.
О том, смог ли министр грамотно воспользоваться этими знаниями и реанимировать образование в стране, мы сможем судить уже пару лет спустя.