Пару дней назад Transparency Kazakhstan презентовал результаты мониторинга состояния коррупции в стране за 2020 год. Эксперты опросили 9 тысяч респондентов на уровне городов, областных и районных центров и изучили множество обращений, поступивших на портал «Открытый диалог». Результаты неутешительны: казахстанцы по-прежнему сталкиваются с бытовой коррупцией при обращении в государственные органы, и лишь часть из них готова бороться с этим явлением. Журналист ИА «NewTimes.kz» оформила самые интересные факты исследования в отдельную инфографику.
Исследование проведено благодаря поддержке Программы развития ООН в Казахстане и состоит из трех частей. Оно включает опрос 7200 респондентов из числа населения, 1800 респондентов — представителей малого и среднего предпринимательства, а также анализ 1347 жалоб с информацией о коррупции и нарушениях, поступивших на портал «Открытый диалог» за последние 12 месяцев.
«В исследовании были задействованы около 200 полевых социологов и 12 аналитиков, которые провели опрос в трех городах республиканского значения, 14 областных и 143 районных центрах по всей стране этой осенью.
Методология основана на двух глобальных исследованиях Transparency International — барометре мировой коррупции, замеряющем коррупционный опыт у населения, и индексе восприятия коррупции, оценивающем актуальность темы коррупции в общественном дискурсе», — отметила О. Шиян.
Предлагаем остановиться подробнее на цифрах: 37,4% граждан и 45,9% предпринимателей указывают на снижение коррупции в их населенном пункте за последний год.
11,3% респондентов столкнулись с бытовой коррупцией при обращении в госорганы (13,4% в 2019 году). А 8,2% представителей МСБ сталкивались с необходимостью решать вопрос неформальным путем при обращении в госорганы (9,2% в 2019 году).
Наиболее коррумпированными госучреждениями обозначены поликлиники и больницы, полиция, налоговая и противопожарная службы, органы земельных отношений и градостроительства, ЦОНы, государственные детские сады и вузы, в которых имели место две трети заявленных случаев неформального взаимодействия.
По мнению граждан, чаще всего решать вопросы неформальным путем приходилось в Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Карагандинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской областях, а по отзывам предпринимателей — в городах Нур-Султане, Шымкенте, Акмолинской, Павлодарской, Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской областях.
Основными поводами выступали необходимость граждан получить лечение или направление на лечение (12,7%), устроиться на работу (10,1%), определить ребенка в детский сад (6,1%), решить земельный вопрос (6,5%), получить справку из ЦОНа (5,1%), закрыть сессию (4,4%), сдать налоговый отчет (9%), избежать ответственности по допущенным нарушениям (8,4%).
Необходимо отметить позитивную картину в бизнес-сообществе: более 80% опрошенных предпринимателей считает, что в Казахстане вполне можно развивать свой бизнес, не давая взяток и работая исключительно в правовом поле.
В целом больше 60% опрошенных казахстанцев сообщили, что готовы оказать содействие в борьбе с коррупцией.