За гранью реальности: Нужны ли Instagram-марафоны?

Марафоны в Сети стали так называемым «забегом на длинную дистанцию». Здесь коучи, блогеры и менторы предлагают перечень своих услуг и, как правило, гарантируют определенный результат за короткое время. Но так ли результативны эти марафоны? Можно ли достичь конкретной цели, следуя лишь советам посторонних людей в соцсети? В этом вопросе разбирался корреспондент ИА «NewTimes.kz», лично приняв участие в некоторых из них. 

Фото взято с сайта oinste.com

Марафоны в Instagram, как правило, стоят денег, но существуют и бесплатные, в основном для повышения статистики на странице организатора.

Многие именитые блогеры считают своим долгом провести онлайн-марафон. Самые популярные из них нацелены на привлечение денег, спутника жизни, улучшение физической формы и здоровья, существуют также марафоны желаний и магической уборки.

Фото: freepik

К примеру, «Марафоны желаний» регулярно проводит популярная блогерша из России.

К одному из них я тоже решила присоединиться. Клюнула на этот забег в Сети после многочисленных отзывов знакомых и коллег, в жизни которых произошли перемены благодаря участию в сем мероприятии. Сама организатор регулярно подпитывала интерес публики воспоминаниями о том, как в ее жизни произошли невероятные перемены после создания марафона.

Она предложила бесплатную неделю. После подтверждения в участии меня добавили в общую группу WhatsApp. Участникам пришло несколько заданий — нас попросили визуализировать свои мечты и выслать ментору, а обратную связь мы могли получить, лишь оплатив стоимость полного курса. Цена за него в переводе на казахстанский тенге составила чуть больше 20 тыс. Через неделю тех, кто не оплатил дальнейшее участие, просто удалили из общего чата, оставив нас с нашими визуальными мечтами наедине.

Фото: freepik.com/prostooleh

Затем я попытала счастья в марафоне «Магическая уборка». Беплатное участия нам и не предлагали, но подкупали красочный контент аккаунта и многочисленные хвалебные отзывы. Однако автор бесплатно дает рекомендации, как приучить себя к порядку, советует тематические книги и делится лайфхаками о том, как навести порядок в шкафу или от каких вещей стоит избавиться в первую очередь. Цена такого марафона выше предыдущего, но, наверное, оправданно.

Фото: freepik.com/prostooleh

В марафоне «Тело мечты» прославленный в Казахстане фитнес-блогер публикует фото своих подопечных до и после, обещает шикарный результат — снижение веса, личные консультации в Сети и прочее.

Стоит отметить, что данный марафон стоит всего 5 тыс тенге и устроен по принципу 30 дневные видеотренировки плюс план питания, составленный автором. Этот марафон я приобрела, но так и не воспользовалась.

Психолог и когнитивно-поведенческий психотерапевт Елена Тен считает, что марафон становится условно удачной альтернативой планомерной работе над собой.

«Популярность Instagram-марафонов объясняется частотой и однообразием запросов аудитории: вес, отношения, деньги, осуществление желаний. Он короткий, дешевый, обещает быстрые результаты», — говорит Елена Тен.

Между тем она признается, что существует некоторая угроза в том, что люди подсаживаются на такие марафоны.

«Как ни странно, марафоны формируют выученную беспомощность. Человек надеется решить с их помощью нередко сложные застарелые проблемы, но формат не позволяет этого сделать, и возникает ощущение, что решить проблему и вовсе нельзя.

Второе — это покупка таких марафонов в огромном количестве и их непрохождение. Это снижает мотивацию реально что-то менять — раз билет в «счастливую жизнь» уже в кармане, можно расслабиться и снижает самооценку — марафонов накупил, денег потратил, а ничего не меняется», — утверждает она.

Фото: freepik.com/avistock

По мнению психолога, всегда есть идеи, которыми общество массово увлекается: нумерология, астрология, психология, финансовые пирамиды. Человек всегда ищет способ «малой кровью» решить серьезные задачи.

«Нельзя исключать внушение и самовнушение, подверженность влиянию окружения. Чаты таких марафонов формируют массовое конформистское сознание, когда человек больше верит большинству, чем собственным ощущениям и чувствам. Если критическое мышление отсутствует, мои рекомендации бессильны.

 И все же:

  • договоритесь с собой, что пока идет один марафон, вы ничего другое не приобретаете;
  • от любого марафона нужно получить результат, лучше написать об этом отчет;
  • честно признаться себе, какие марафоны были бесполезны;
  • посмотреть, какую тематику марафонов вы настойчиво выбираете снова и снова. Вероятно, здесь нужен системный подход, а не марафон. Идите решать этот вопрос к реальному профи: если речь об отношениях — к семейному психологу, вес — к диетологу, деньги — к действующим финансовым консультантам», — заключила она.

Однако существуют люди, которые не жалеют ни времени, ни денег и принимают участие в марафонах в Сети. Анастасия Терентьева больше двух лет увлекается ими и уверяет, что к их выбору подходит основательно и выбирает наиболее интересные и полезные.

«Они (марафоны — прим.) мне интересны, во-первых, тем, что это все в режиме онлайн, можно сохранить анонимность. Например, на карантине марафоны мне помогали находиться в привычной среде без офлайн-общения. Я всегда могу задать тот или иной вопрос своему коучу, в переписке это легче, чем «вживую». Цена обычно зависит от тематики, популярности тренера и количества часов, которые приобретаешь.

Я обычно рассматриваю долгосрочные варианты, которые дают результат на всю жизнь или повышают профессиональный потенциал. Понятно, что и стоить это будет гораздо дороже краткосрочных марафонов», — говорит она.

Фото: freepik.com/master1305

Собеседница признается, что прохождение марафонов для нее — это награда для самой себя, на которых она старается не экономить.

«Я хотела посетить марафон по улучшению супружеских отношений, самореализации, но не смогла из-за карантина, так как тренер был приезжий из России. Потом я приобретала «марафон желаний» (начальный этап), но работа пока в процессе, в любом случае, это эффективно, потому что дает людям позитивные психологические установки, правильно сформулировать свои желания.

Ввиду такого качества у людей, как лень, платные марафоны могут быть весьма эффективными, так как человек, отдавая свои деньги, хоть как-то будет стремиться завершить марафон с результатами», — уверена Анастасия.