Рак или прививка: Почему казахстанок не вакцинируют от ВПЧ?

В 2020 году благодаря скрининговым мероприятиям на рак шейки матки было обследовано почти 800 тыс казахстанок. У 265 из них страшный диагноз подтвердился. Уже сейчас рак шейки матки занимает четвертое место в структуре смертности от злокачественных новообразований. Журналист ИА «NewTimes.kz» рассказывает, почему в Казахстане ничего не делают с единственным онкологическим заболеванием, которое можно предупредить с помощью прививки.

Фото: sheika-matka.ru

Тема вакцинации от вируса папилломы человека (ВПЧ) всегда вызывала множество споров и домыслов среди нашего населения. Пока ученые и врачи доказывают, что вакцина является одной из главных профилактических мер в борьбе с раком шейки матки, остальные уверяют прививка неэффективна, и может вовсе навредить репродуктивному здоровью женщины.

Между тем, на сегодняшний день уже более 100 стран ввели программу вакцинации против ВПЧ в свои национальные программы иммунизации. А ВОЗ настойчиво рекомендует двухдозовый график вакцинации для девочек с минимальным интервалом в шесть месяцев между дозами, при условии начала вакцинации до 15-летнего возраста. Причем в некоторых странах это правило распространяется не только на девочек, но и мальчиков. 

Несмотря на вышеуказанные факты, казахстанок уже несколько лет не прививают от ВПЧ. И более того, на данный момент в стране не зарегистрировано ни одной вакцины.

Хотя официальная позиция казахстанского Минздрава звучит так: вакцинация является эффективным и доказанным методом контроля заболеваемости рака шейки матки.

«На данный момент существует два эффективных и доказанных пути контроля заболеваемости рака шейки матки: первичная профилактика с помощью вакцинации против ВПЧ ВР и вторичная профилактика через популяционный скрининг (ПАП-тест и ВПЧ-тестирование). 

Проведение ВПЧ-вакцинации позволяет снизить инфицированность определенными типами ВПЧ ВР и заболеваемость предраковой патологией шейки матки. Но, тем не менее, сохраняется необходимость контроля патологии шейки матки путем проведения цитологического исследования ввиду отсутствия эффективности против всех онкогенных типов ВПЧ», сообщили в министерстве здравоохранения РК в ответ на запрос редакции NT.

К слову, в 2020 году в Казахстане было выявлено 264 случая рака шейки матки. В 59,1%  он диагностируется на первой стадии. Пару лет назад СМИ приводили такую статистику: ежегодно болезнь подтверждается у 1700 казахстанок. 600 из них умирают.

«В 2020 году в структуре смертности от злокачественных новообразований рак шейки матки занимает четвертое место, по итогам 2020 года показатель составляет 7,8»,  сообщили в Минздраве.

Так почему глядя на эти ужасающие цифры, государство медлит с массовой вакцинацией юных казахстанок? В Минздраве признают: хромает информационно-разъяснительная работа среди населения. И все больше граждан переходят на сторону антиваксеров:

«Действительно, вакцинация ВПЧ является одной из профилактических мер в борьбе с раком шейки матки. Негативное отношение к вакцине связано с недостаточной информированностью населения о безопасности и эффективности вакцинации, и как следствие, высоким уровнем антивакцинального движения», подчеркивают в министерстве здравоохранения. 

О том, что доверие казахстанцев к вакцине и отечественной системе здравоохранения падает, свидетельствует еще один факт. Дело в том, что в четырех регионах Казахстана с 2013 по 2015 годы проводили пилотную программу иммунизации ВПЧ-вакциной в трех дозовом режиме. 

Полные дозы получили 11 648 казахстанок в возрасте от 11 до 26 лет. К сожалению, программа распространялась только на жительниц Алматы, Нур-Султана, а также Атырауской и Павлодарской областей. 

Конечно, вакцинация проводилась только с согласия родителей. Но из-за большого количества отказов со стороны взрослых, программу для девочек-подростков пришлось закрыть. 

Актуальность проблемы рака шейки матки никуда не исчезла. Однако сейчас вакцинация против ВПЧ не входит в календарь национальных прививок и не является обязательной.

А эта тема обрастает все большими домыслами и теориями. К примеру, год назад в соцсетях и СМИ муссолилась информация о том, что вакцинировать девочек-подростков будут насильно для того, чтобы в будущем вызвать у них бесплодие:

«Все виды вакцинации проводятся только с разрешения пациента, родителей или законных представителей (дети). Кроме того, по международным данным неблагоприятных явлений на здоровье женщин, будущую беременность не зафиксировано», опровергли эту информацию в министерстве здравоохранения РК.

Но получить заветный укол сейчас не могут даже добровольцы. Казахстанки безуспешно обращаются в частные и государственные медучреждения в поисках вакцин «Гардасил» и «Церварикс».

Ранее ими прививали в рамках пилотного проекта согласно программе развития онкологической помощи в РК. Она действовала с 2012 по 2016 годы для профилактики рака шейки матки. Однако на данный момент в стране не зарегистрировано ни одной вакцины против ВПЧ. И выбора у женщин  больше нет.