Қазақша сөйле: Публичные конфузы чиновников из-за незнания языка

Недавно новоиспеченный министр национальной экономики Асет Иргалиев получил замечание за то, что отвечал не на государственном, а русском языке. В этой подборке корреспондент ИА «NewTimes.kz» вспомнила о других чиновниках, которые «не дружат» с казахским.

По казахстанскому законодательству в случае, если вопрос, официальный запрос поступили спикеру или ведомству на казахском языке, то ответ необходимо давать на нем же. На деле, нередко получается наоборот. Практически всегда такие ситуации вызывают негодование у казахскоязычных журналистов, и они вопрошают: «Неге мемлекеттік тілде жауап бермейсіз?» (Почему не отвечаете на государственном языке? — прим. NT). В принципе, недовольство пишущей братии объяснимо, однако не все чиновники переживают по этому поводу. Они отвечают так, как удобно им и иногда это касается не только языка.

Когда есть на кого положиться

Три года назад на отчетной встрече акима поселка Зачаганск Адильбек Кадыров открыто сказал, что заданный на казахском языке вопрос понимает, но предпочитает отвечать на русском. И это при том, что житель, который и обращался к главе поселка, просил чиновника ответить на государственном. Тогда на выручку коллеге пришел аким Уральска, который и преподнес информацию на казахском, не забыв похвалить жителя за хороший вопрос.

Фото взято с сайта ztb.kz

Обещанного три года +  ждут

В числе тех, кому досталось за незнание казахского, — министр юстиции РК Марат Бекетаев. В момент, когда он высказывал свое мнение относительно законопроекта о мирных митингах, пользователи Казнета раскритиковали его высказывания, написав: «И где таких министров берут?», «Какая богатая речь, однако», «Он сам понял, что сказал?»,  «Даже первоклассник так не говорит». Напомним, что еще 4-5 лет назад Бекетаев обещал, что подтянет знания государственного, но, как показала практика, обещанного ждут даже не три года, а куда больше. Добавим, что слабым казахским глава Vинюста блистал и при встрече с Елбасы.

На ломаном казахском

Долгое время «героем» нападок из-за незнания государственного языка была депутат мажилиса парламента РК IV и VI созывов Гулжан Карагусова. Желание изъясняться на казахском порой стало ее в неловкое положение, чему радовались люди-стервятники, ловко сливая казусы в Сеть. А однажды г-жа Карагузова сказала, что «незнание казахского языка — не моя вина».

Тем не менее, попытки чиновницы хоть немного изъясняться на госязыке вызывает умиление, не правда ли? 

«Сұрағыңызга рақмет(Спасибо за вопрос! — прим. NT)

Министр здравоохранения РК Алексей Цой, если вы заметили, прежде чем отвечать на вопрос, заданный на казахском языке, говорит: «Сұрағынызга рақмет!», а после просит разрешения отвечать на русском. То, что министр — не представитель титульной нации, отнюдь не освобождает его от знания казахского языка в совершенстве. Ведь госслужба — дело такое.

Фото: primeminister.kz

Опытному чиновнику прощается?

В отличие от главного врача страны аким ВКО Даниал Ахметов по национальности «казах». Так, по крайней мере, указано в его биографии, что в открытых источниках. Однако, как только бывший премьер-министр РК занял пост главы красивейшего региона страны, в обществе поползли слухи, что чиновник плохо говорит на казахском. Тем не менее, это не помешало ему выстроить работу в области, в особенности по привлечению китайских инвесторов и коллег.

Проверку прошел

Так же, как и Марат Бекетаев, некогда министр национальной экономики Тимур Сулейменов обещал освежить в памяти знания казахского, сказав, что уровне владения сказалось пятилетнее проживание в Москве. Журналисты, слышавшие обещание, спустя время, припомнили слова чиновника и проверили, действительно ли он улучшил познания. Спикер оправдал надежды. Правда, высказывания были короткими.

Фото взято с сайта shymkent.kz

Три раза в неделю

В числе тех, кто также сдержал обещание и все же выучил казахский — бывший председатель Нацбанка Казахстана Данияр Акишев (ныне помощник первого президента РК-Елбасы — прим. NT). В одном из интервью он даже рассказал о том, что три раза в неделю уделяет свободное время изучению родного языка.

Фото: inform.kz

Имена вышеперечисленных государственных служащих  ­— это лишь малая часть тех, кто ввиду различных причин не знает государственный язык или владеет им слабо. А обещания некоторых госслужащих, как известно, нередко остаются на словах. И, даже наступая на одни и те же грабли, у них не возникает рьяного желания изъясняться на казахском. Мы не торопимся осуждать их. Просто хотелось бы, чтобы представители власти владели языком не для формальности, поскольку, как-никак, «транслируют» госполитику в массы, а хотя бы просто проявляли уважение к титульной нации.