Под инвестиционным колпаком Поднебесной? Китайский капитал в Казахстане

На минувшей неделе рабочие АО «КМК Мунай» устроили забастовку с требованием повысить заработную плату. Нефтяникам удалось отстоять свое. Под натиском бастующих президент компании Ван Цзиньбао согласился увеличить законные выплаты сотрудникам. К слову, вышеупомянутое нефтеперерабатывающее предприятие — своего рода детище казахстанско-китайского сотрудничества. Контрольный пакет акций, согласно данным из открытых источников, принадлежит нефтегазовой корпорации CNPC из Поднебесной. Однако это не единственный проект с участием капитала соседнего государства, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: Shamil Zhumatov / Reuters

Интерес зарубежных, а также китайских инвесторов казахстанским рынком обусловлен тем, что наша страна обладает благоприятным климатом для вливания капитала.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на привлечение иностранцев, — удачное географическое расположение Казахстана в центре Евразии — на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом.

«Начиная с 2005 года и по сентябрь 2020-го сумма привлеченных иностранных инвестиций в РК составила 326,6 млрд долларов США, 19,5 млрд из которых — от представителей Китая. Если брать более шире, допустим, сданные за годы суверенитета страны, тогда сумма капиталовложения Поднебесной составляет 20,9 млрд американских долларов», — сообщила пресс-служба МИД РК.

В соответствии с межправительственным рамочным соглашением между Казахстаном и Китаем об укреплении сотрудничества в области индустриализации и инвестиций, подписанным в 2015 году, в нашей стране реализуется ряд совместных проектов на сумму 24,5 млрд долларов США в таких отраслях, как металлургия, переработка нефти и газа, химическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, транспорт, изготовление строительных материалов и агропромышленный комплекс.

«Согласно данным бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам РК, по состоянию на 1 декабря 2020 года в Казахстане зарегистрировано 3484 юридических лица с китайским капиталом, из них на сегодняшний день действуют 1702», — добавили в МИДе.

В ведомстве отмечают: с 2015 года по январь 2021-го запущено 17 проектов на сумму 4,1 млрд долларов США (создано 5700 рабочих мест), на стадии реализации — 16 проектов на общую сумму 5,1 млрд американских долларов с созданием 3 тыс рабочих мест. 23 проекта находятся на стадии рассмотрения.

«Основная цель казахстанско-китайского сотрудничества в области индустриализации и инвестиций — создание ряда конкурентоспособных предприятий, ориентированных на экспорт, а также порядка 25 тыс новых рабочих мест для граждан Казахстана, что представляет стратегический интерес для нашей экономики. Уже сегодня реализованные производства в рамках сотрудничества выпускают легковые автомобили, высококачественные продукты сельскохозяйственной отрасли и другое. Дополнительно реализуют проекты в сфере электроэнергетики, металлургии, а также инфраструктуры», — резюмировали в министерстве.

По мнению некоторых экспертов, в частности известного экономиста Армана Байганова, компании с участием иностранного, в том числе китайского, капитала — возможность для развития затратных секторов экономики.

«В лидерах по инвестиционным вливаниям в Казахстан, насколько мне известно, — Нидерланды и США. В последнее время в нашей стране увеличивается китайский капитал. Думаю, это хорошо. Поскольку вместе с инвестициями приходят новые технологии, знания и опыт. Кроме того, известно, что жители Поднебесной — очень трудолюбивые. Если мы, казахстанцы, не можем сами все организовать, как говорится, довести до ума из-за нехватки местного капитала, то пусть это делают другие. Инвестиций бояться не нужно, это нормальный процесс. Но если мы говорим о государственных и стратегических предприятиях, то, конечно, и мысли быть не должно о том, чтобы отдавать иностранцам контрольный пакет акций», — уверен собеседник.

По словам экономиста, китайцы инвестируют не только в нефтегазовую отрасль, но и в сельское хозяйство, выращивая масленичные культуры, рапс и экспортируя их на родину.

«Понимаете, представителям соседнего государства проще выращивать урожай у нас, поскольку земельные угодья позволяют это, а готовую продукцию увозить в КНР. Они знают законодательство своей страны, нюансы транспортировки заграничного товара, маркетинговую конъюнктуру. Хочется верить, что с приходом китайцев уровень развития казахстанского сельского хозяйства вырастет», — добавляет эксперт.

По словам Армана Байганова, экспортировать отечественную сельхозпродукцию в тот же Китай нужно. Однако попасть нашему товару на соседний рынок непросто. У них жесткий надзор за ввозимым ассортиментом.

«Последние годы китайцы стали импортировать у нас пшеницу. Доминирующей страной на рынке Поднебесной становится Россия, поскольку представляет свои крупные компании. У нас же в Казахстане в основном мелкие фирмы, большие обанкротились. Нашим очень сложно конкурировать на большой территории. Вообще, агропромышленный комплекс — самый капиталоемкий», — отмечает эксперт.

Экономист говорит, что иностранный капитал в Казахстане — это не угроза целостности государственного устоя. Куда страшнее коррумпированность местных органов, которые за деньги могут продать что угодно.

«Почитайте СМИ. Столько взяточников в стране. Коррумпированность приводит к тому, что казахстанские месторождения и разрезы уходят в руки иностранцев. И порой цены, за которые продаются сырьевые объекты, ввергают в шок», — резюмирует собеседник.

Вливание иностранного, в том числе китайского, капитала в Казахстан, может быть, и хороший процесс, но самое важное здесь другое — соблюдение законных прав и интересов местных рабочих на своей же территории, в своей стране. И тогда, возможно, им не придется снова требовать повышения уровня заработной платы через митинги и выступления.

Между тем отметим, что, помимо нефти и урожая, китайцы приобретают у Казахстана железную руду. Недавно стало известно, что карагандинская компания незаконно продала в Поднебесную более 120 тонн сырья. По информации недавно созданного агентства по финансовому мониторингу РК, в 2016-2017 годы представители одного из коммерческих предприятий продали в соседнее государство через аффилированную компанию больше 128 тонн железной руды. Общий доход от этой незаконной деятельности — более 1,1 млрд тенге. По данному факту начато досудебное расследование по статье «Незаконное предпринимательство».