Недавно в СМИ появилась новость о том, что жительница Павлодара 13 лет не платила средства на содержание своего несовершеннолетнего ребенка. Ей грозит уголовное наказание. Факты, когда мама становится злостной неплательщицей алиментов, как отмечают в республиканской палате частных судебных исполнителей (ЧСИ — прим. NT) РК, — редкость, чаще это мужчины. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила узнать, увеличилось ли количество производств по взысканию задолженностей, к каким ухищрениям прибегают неплательщики и с какими трудностями сталкиваются частные судебные исполнители.
Несколько лет назад жительница Алматинской области подала в суд на бывшего супруга, желая, чтобы он оплачивал алименты на содержание несовершеннолетних детей. Казалось бы, обычная история, учитывая, что мужчина уклонялся от уплаты задолженности в сумме более 1 млн тенге. Как злостный неплательщик, ответчик даже отбыл пять суток ареста, но даже после этого упорно отказывался платить по алиментам, утверждая, что дети не его. И лишь когда речь зашла о привлечении должника к уголовной ответственности, он решился на экспертизу ДНК. Она подтвердила слова мужчины о том, что он не биологический отец несовершеннолетних. После этого уголовное дело прекратили, бывшая супруга отозвала судебный приказ у частного исполнителя.
Эта история — одна из тысячи. В основном должники убегают от обязательств. Чтобы не платить алименты, они прибегают к различным ухищрениям: скрывают свои доходы, работают без официального трудоустройства, постоянно меняют место жительства, не регистрируются по фактическому адресу проживания, из-за чего их приходится объявлять в розыск.
«В моем производстве на сегодняшний день находится 171 исполнительное производство о взыскании алиментов. В 113 случаях из них должники имеют постоянное место работы либо получают пенсию. В бухгалтерии, где работают должники, мы направили постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы. Правда, бывают случаи, когда работодатели по разным причинам не перечисляют либо задерживают алименты. В таких случаях приходится принимать установленные законодательством меры в отношении должностных лиц предприятий и организаций», — говорит частный судебный исполнитель из Алматинской области Динара Нурсадыкова.
По ее словам, встречаются люди, которые вовремя и добровольно оплачивают алименты, предоставляя ежемесячно чеки и квитанции, но чаще всего должники — проблемные. Таковых у нее на сегодняшний день 35. Из них 11 человек объявлены в розыск.
«11 должников привлекли к административной ответственности. Их приговорили к 1-5 суткам ареста. Пятерым должникам грозит уголовный срок. Сейчас по трем случаям готовятся документы на арест имущества должника, которое в последующем будет продано на аукционе, а деньги переданы взыскателю», — добавляет Динара Нурсадыкова.
С каждым годом количество производств по алиментам, как добавляет собеседница, увеличивается. С ней согласен и восточноказахстанский частный судебный исполнитель Айдар Сериккалиев, у которого в работе 180-200 дел. Он отмечает: «Самое грустное в этих историях то, что страдают дети».
«Когда к нам поступает исполнительный документ, судебный акт, мы вызываем должника, ставим его в известность. Если в течение трех месяцев он не погашает задолженность, прибегаем к принудительному исполнению: наложение арестов на все банковские счета, имущество, приостановление действия водительских прав, запрет на совершение нотариальных действий. Когда и эти меры не помогают, отправляем представление о привлечении должника к уголовной или административной ответственности. И здесь мы сталкиваемся с большими проблемами», — говорит Айдар Сериккалиев.
Как добавляет частный судебный исполнитель, сотрудники правоохранительных органов не заинтересованы в том, чтобы доводить дела по алиментам до конца, поскольку у них нет статистики по тому, сколько таких производств возбуждено и завершено.
«В итоге они оставляют наше представление без ответа либо берут с должников объяснительную, что он не отказывается от обязательств, и просят внести некоторую сумму в счет погашения задолженности. На основании этого отправляют нам отказ — «состав преступления не предусмотрен». Мы остаемся у разбитого корыта. За всю мою практику только одного человека привлекли к уголовной ответственности и то потому, что сам изъявил желание отбыть наказание, нежели платить задолженность по алиментам», — говорит собеседник.
Айдар Сериккалиев считает, что в работе с должниками по алиментам необходимы другие методы.
«Знаете, что я заметил? Многие должники смотрят на алименты как на кредит. Они не понимают, что, оплачивая некоторую сумму, помогают ребенку. Считаю, что надо привлекать неплательщика к принудительным общественным работам. Путь они, к примеру, трудятся в коммунальных службах, а определенный процент с заработной платы переводят в счет погашения задолженности», — говорит собеседник.
Согласно закону РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», материалы о розыске должников направляются в органы полиции по месту жительства взыскателей.
«Розыск должников проводится не на должном уровне, а то и вовсе такие дела не заводятся. Частные судебные исполнители не уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении. Для этого мы должны направить представление и материалы государственному судебному исполнителю, а также привести к нему за руку должника, затем нам необходимо идти с ним на судебный процесс. Не все ответчики подчиняются нам, приходят по вызову, даже если делают это, то убегают по дороге в суд», — присоединяется к беседе Динара Нурсадыкова.
По данным республиканской палаты ЧСИ, в прошлом году у них на исполнении находилось 261 тыс документов о взыскании алиментов. Наибольшее количество пришлось на Карагандинскую, Восточно-Казахстанскую и Алматинскую области. Наименьшее — в СКО, Атырауском регионе и ЗКО.
Инфографика: ИА «NewTimes.kz»
По итогам работы за прошлый год в остатке более 215 тыс алиментных производств. И это не только по детям. Здесь есть дела по задолженности перед родителями, нетрудоспособным супругом.
«122 тыс текущих алиментов находятся на периодическом исполнении по месту работы должников. По 86 тыс документам казахстанцы самостоятельно частично, но платят. По 8,5 тыс алименты не выплачиваются вообще, задолженность растет и не погашается, неплательщики уклоняются, избегают», — приводят статданные в палате ЧСИ.
Наибольшее количество проблемных дел в Нур-Султане (5007) и Карагандинской области (1998). К уголовной ответственности привлечено 103 человека.