Спустя почти год после объявления карантина и ухода на «дистанционку», школьное образование в Казахстане начинает приходить в норму. По крайней мере, возвращается к традиционному формату обучения. Так, с 1 марта в родные стены вернулись ученики 1-5 классов, чем несказанно удивили педагогов, а главное — своих родителей. Последние возмущены тем, что не успели подготовить детей к первому учебному дню. А некоторые и вовсе не хотят рисковать здоровьем малышей, и требуют дождаться начала 4-ой четверти. Журналист ИА «NewTimes.kz» разобралась, почему возвращение казахстанских школьников на учебу вновь пошло не по плану.
О том, что ученики начальной школы смогут, наконец, выйти в оффлайн стало известно всего пару дней назад. Решение об изменении формата обучения принимала межведомственная комиссия по нераспространению COVID-19 в Казахстане:
«С 1 марта 2021 года, согласно постановлению главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 27 февраля, а также в связи с улучшением и стабилизацией санитарно-эпидемиологической ситуации разрешено обучение в комбинированном формате обучающихся 1-5-х классов общеобразовательных школ и 1-7-х классов международных школ», — говорилось в сообщении пресс-службы премьер-министра.
Именно этот текст рассылали друг другу взбудораженные педагоги и участники всех родительских чатов. При этом взрослые разделились на два лагеря — одни радовались тому, что, наконец, отправят детей в школу, другие возмущались столь поспешному решению.
Несмотря на то, что информация обухом ударила по школьным учреждениям, действовать пришлось быстро. Поэтому всех родителей попросили в срочном порядке писать заявление, мол, если ребенок и заразиться COVID-19, то только под вашу ответственность.
Этот факт возмутил казахстанцев больше всего. Ведь раньше у них хотя бы был выбор — по желанию можно было отправить детей в дежурные классы, а можно оставить на «дистанционке». Те, кто не хотел рисковать здоровьем близких, предпочитали домашнее обучение. А работающие родители были и рады освободить свое время от новых учительских обязанностей.
Читайте также: Почти 400 школьников в ЗКО заразились коронавирусом
Но сейчас постановление гласит: «В школу должны вернуться все».
«Почему мы должны писать заявление? Коронавирус вроде никуда не делся, а мы детей в школу отправляем. Кто будет нести ответственность, если мой ребенок заболеет?».
«Когда объявляли набор в дежурные классы, я еще понимаю. Нас хотя бы спрашивали, объясняли весь механизм. Например, я пока не знаю, отправлять ли сына на учебу. У него здоровье слабое, с нами бабушка пожилая живет. Завтра вся семья заболеет, и кто будет отвечать?»
«Я не буду писать заявление, что за обязаловка! Сейчас вы бумажки соберете, а завтра весь класс на карантин сядет и все. Администрация будет отвечать? Классный руководитель? МОН? Пускай те, кто хотят рисковать здоровьем, возвращаются в школу», — возмущались мамы и папы в родительских чатах с классным руководителем.
Некоторые задавались вопросом: «Почему бы не вернуться к традиционному формату обучения с начала 4-ой четверти». Нужно ведь дождаться массовой вакцинации населения и стабилизации эпидемиологической ситуации в стране. Да и не успели они подготовиться к школе. О постановлении санврача и правительства школьники и их родители узнали всего за два дня до начала учебы:
«Весь года сидели, а теперь проснулись. И как всегда не по-человечески все решили. Почему посреди года деток возвращают? Нельзя ли дождаться четвертой четверти, вакцинации учителей в конце концов!»
«Ну можно же было дождаться каникул, окончания СОРов, СОЧей. Сейчас резко детей вызывают, и никакой адапатации, подготовки к учебе. За два дня нам сообщают новости, хоть на этом спасибо».
«Маразм спустя ровно год. В марте ушли и в марте возвращают, круглой даты ждали? Астана, между прочим, до сих пор из красной в желтую и зеленую зону плавает. Почему бы не дождаться снижения заболеваемости ковида, а потом уже детей в школу вызывать?», — вопрошают недовольные.
Кстати, возвращение к традиционному формату обучения удивило и самих педагогов. Сейчас из-за параллельных онлайн и оффлайн-уроков у них катастрофически не хватает времени. Путаница в расписаниях, дежурных классах и форматах привели к тому, что школьникам постоянно меняют классных руководителей и предметников.
«Дети только привыкли к учителю, а его меняют, ставят в 9 или 11 класс почему-то. Это же неправильно, стресс для малышей. Родители нам высказывают претензии, а что тут поделать? Нам тоже сложно, программы постоянно менять, привыкать к классу», — рассказывает педагог актюбинской средней общеобразовательной школы.
Читайте также: Пробелы в знаниях школьников из-за «дистанционки» признали в МОН РК
Давят на учителей и родители учащихся 7-8 классов. Те, в отличие от младшеклассников, наоборот мечтают вернуться в школу:
«У этих деток в этом году появились новые сложные предметы: физика, химия, геометрия, а они вживую предметника еще не видели. У многих учеников успеваемость из-за этого испортилась, родителям приходится нанимать репетиторов, платить деньги дополнительные. Они наоборот мечтают, чтобы дети вернулись за парты», — рассказывает учительница.
По ее словам, угодить всем сторонам попросту невозможно. Сейчас родители возмущены даже тем, что банально не успели подготовить детей в школу.
«Малыши растут быстро, вся одежда маленькая за год стала. Хоть школьную форму и отменили, у нас предпочтителен официально-деловой стиль. В джинсах ведь на учебу не отправишь. Вот и жалуются родители, мол, где сейчас рубашку белую брать посреди года? А школьные принадлежности? Некоторые, например, возмущаются, где дети будут кушать. Ведь столовые сейчас у нас не работают».
Между тем, в МОН РК уже успели дать некоторые разъяснения о том, как будет проходить комбинированное обучение школьников. Они и в самом деле остается комбинированном — некоторые предметы ученики по-прежнему будут изучать в онлайн-формате:
«Организациям образования предоставляется право, учитывая санитарно-эпидемиологическую ситуацию в регионах, самостоятельно определять перечень учебных предметов и количество часов для обучения в штатном или дистанционном форматах. При этом школы руководствуются действующими на этот учебный год рабочими учебными планами», — подчеркнула рассказала вице-министр образования и науки Шолпан Каринова.
Такие предметы, как «Художественный труд» и «Музыка» в 1-5 классах школам рекомендовали оставить в дистанционном асинхронном формате, а все остальные предметы перевести в штатный формат.
Читайте также: Казахстанские школьники теряют зрение из-за «дистанционки» – исследование
«Кроме того, в исключительных случаях, случаях болезни или контактов с больными по заявлению родителей разрешается оставлять детей в дистанционном формате», — сообщила Каринова.
В МОН также подчеркнули, что возвращение в школы всех обучающихся 1-5 классов обусловлено тем, что на уровне начальной школы формируются базовые знания, необходимые навыки и компетенций. Но и о санитарной безопасности забывать, конечно же, не стоит.
«Все участники образовательного процесса должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. Руководители школ обеспечивают все условия для соблюдения безопасности и сохранения здоровья детей. Обучающиеся и педагоги соблюдают правила личной гигиены и меры санбезопасности. Важно понимание и поддержка со стороны родителей по соблюдению детьми личной гигиены и социального дистанцирования», — подчеркнула Каринова.
Вице-министр образования также указала, что все принимаемые решения школ должны доводиться до родителей заблаговременно. Но этого, как мы видим, пока не происходит.