«Это мы не проходили»: Почему казахстанцы недовольны возвращением детей на учебу

Спустя почти год после объявления карантина и ухода на «дистанционку», школьное образование в Казахстане начинает приходить в норму. По крайней мере, возвращается к традиционному формату обучения. Так, с 1 марта в родные стены вернулись ученики 1-5 классов, чем несказанно удивили педагогов, а главное своих родителей. Последние возмущены тем, что не успели подготовить детей к первому учебному дню. А некоторые и вовсе не хотят рисковать здоровьем малышей, и требуют дождаться начала 4-ой четверти. Журналист ИА «NewTimes.kz» разобралась, почему возвращение казахстанских школьников на учебу вновь пошло не по плану. 

Фото взято с сайта astana.gov.kz

О том, что ученики начальной школы смогут, наконец, выйти в оффлайн стало известно всего пару дней назад. Решение об изменении формата обучения принимала межведомственная комиссия по нераспространению COVID-19 в Казахстане:

«С 1 марта 2021 года, согласно постановлению главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 27 февраля, а также в связи с улучшением и стабилизацией санитарно-эпидемиологической ситуации разрешено обучение в комбинированном формате обучающихся 1-5-х классов общеобразовательных школ и 1-7-х  классов международных школ», говорилось в сообщении пресс-службы премьер-министра.

Именно этот текст рассылали друг другу взбудораженные педагоги и участники всех родительских чатов. При этом взрослые разделились на два лагеря одни радовались тому, что, наконец, отправят детей в школу, другие возмущались столь поспешному решению.

Несмотря на то, что информация обухом ударила по школьным учреждениям, действовать пришлось быстро. Поэтому всех родителей попросили в срочном порядке писать заявление, мол, если ребенок и заразиться COVID-19, то только под вашу ответственность. 

Этот факт возмутил казахстанцев больше всего. Ведь раньше у них хотя бы был выбор по желанию можно было отправить детей в дежурные классы, а можно оставить на «дистанционке». Те, кто не хотел рисковать здоровьем близких, предпочитали домашнее обучение. А работающие родители были и рады освободить свое время от новых учительских обязанностей.

Читайте также: Почти 400 школьников в ЗКО заразились коронавирусом

Но сейчас постановление гласит: «В школу должны вернуться все».

«Почему мы должны писать заявление? Коронавирус вроде никуда не делся, а мы детей в школу отправляем. Кто будет нести ответственность, если мой ребенок заболеет?».

«Когда объявляли набор в дежурные классы, я еще понимаю. Нас хотя бы спрашивали, объясняли весь механизм. Например, я пока не знаю, отправлять ли сына на учебу. У него здоровье слабое, с нами бабушка пожилая живет. Завтра вся семья заболеет, и кто будет отвечать?»

«Я не буду писать заявление, что за обязаловка! Сейчас вы бумажки соберете, а завтра весь класс на карантин сядет и все. Администрация будет отвечать? Классный руководитель? МОН? Пускай те, кто хотят рисковать здоровьем, возвращаются в школу», возмущались мамы и папы в родительских чатах с классным руководителем. 

Некоторые задавались вопросом: «Почему бы не вернуться к традиционному формату обучения с начала 4-ой четверти». Нужно ведь дождаться массовой вакцинации населения и стабилизации эпидемиологической ситуации в стране. Да и не успели они подготовиться к школе. О постановлении санврача и правительства школьники и их родители узнали всего за два дня до начала учебы:

«Весь года сидели, а теперь проснулись. И как всегда не по-человечески все решили. Почему посреди года деток возвращают? Нельзя ли дождаться четвертой четверти, вакцинации учителей в конце концов!»

«Ну можно же было дождаться каникул, окончания СОРов, СОЧей. Сейчас резко детей вызывают, и никакой адапатации, подготовки к учебе. За два дня нам сообщают новости, хоть на этом спасибо».

«Маразм спустя ровно год. В марте ушли и в марте возвращают, круглой даты ждали? Астана, между прочим, до сих пор из красной в желтую и зеленую зону плавает. Почему бы не дождаться снижения заболеваемости ковида, а потом уже детей в школу вызывать?», вопрошают недовольные. 

Кстати, возвращение к традиционному формату обучения удивило и самих педагогов. Сейчас из-за параллельных онлайн и оффлайн-уроков у них катастрофически не хватает времени. Путаница в расписаниях, дежурных классах и форматах привели к тому, что школьникам постоянно меняют классных руководителей и предметников. 

«Дети только привыкли к учителю, а его меняют, ставят в 9 или 11 класс почему-то. Это же неправильно, стресс для малышей. Родители нам высказывают претензии, а что тут поделать? Нам тоже сложно, программы постоянно менять, привыкать к классу», рассказывает педагог актюбинской средней общеобразовательной школы. 

Читайте также: Пробелы в знаниях школьников из-за «дистанционки» признали в МОН РК

Давят на учителей и родители учащихся 7-8 классов. Те, в отличие от младшеклассников, наоборот мечтают вернуться в школу:

«У этих деток в этом году появились новые сложные предметы: физика, химия, геометрия, а они вживую предметника еще не видели. У многих учеников успеваемость из-за этого испортилась, родителям приходится нанимать репетиторов, платить деньги дополнительные. Они наоборот мечтают, чтобы дети вернулись за парты», рассказывает учительница. 

По ее словам, угодить всем сторонам попросту невозможно. Сейчас родители возмущены даже тем, что банально не успели подготовить детей в школу. 

«Малыши растут быстро, вся одежда маленькая за год стала. Хоть школьную форму и отменили, у нас предпочтителен официально-деловой стиль. В джинсах ведь на учебу не отправишь. Вот и жалуются родители, мол, где сейчас рубашку белую брать посреди года? А школьные принадлежности? Некоторые, например, возмущаются, где дети будут кушать. Ведь столовые сейчас у нас не работают». 

Между тем, в МОН РК уже успели дать некоторые разъяснения о том, как будет проходить комбинированное обучение школьников. Они и в самом деле остается комбинированном некоторые предметы ученики по-прежнему будут изучать в онлайн-формате:

«Организациям образования предоставляется право, учитывая санитарно-эпидемиологическую ситуацию в регионах, самостоятельно определять перечень учебных предметов и количество часов для обучения в штатном   или дистанционном форматах. При этом школы руководствуются действующими на этот учебный год рабочими учебными планами», подчеркнула рассказала вице-министр образования и науки Шолпан Каринова.

Такие предметы, как «Художественный труд» и «Музыка» в 1-5 классах школам рекомендовали оставить в дистанционном асинхронном формате, а все остальные предметы перевести в штатный формат.

Читайте также: Казахстанские школьники теряют зрение из-за «дистанционки» – исследование

«Кроме того, в исключительных случаях, случаях болезни или контактов с больными по заявлению родителей разрешается оставлять детей в дистанционном формате», — сообщила Каринова.

В МОН также подчеркнули, что возвращение в школы всех обучающихся 1-5 классов обусловлено тем, что на уровне начальной школы формируются базовые знания, необходимые навыки и компетенций. Но и о санитарной безопасности забывать, конечно же, не стоит. 

«Все участники образовательного процесса должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. Руководители школ обеспечивают все условия для соблюдения безопасности и сохранения здоровья детей. Обучающиеся и педагоги соблюдают правила личной гигиены и меры санбезопасности. Важно понимание и поддержка со стороны родителей по соблюдению детьми личной гигиены и социального дистанцирования», подчеркнула Каринова.

Вице-министр образования также указала, что все принимаемые решения школ должны доводиться до родителей заблаговременно. Но этого, как мы видим, пока не происходит.