Абай, челленджи и ЛГБТ-активизм: Чем живет казахстанский TikTok?

Китайский сервис для создания и просмотра коротких видео завоевал казахстанскую аудиторию в рекордные сроки. Пик популярности TikTok в стране пришелся на первую волну пандемии, тогда в изоляции оказались тысячи подростков да и пользователи постарше. А уже спустя год приложение задает тренды в музыке, моде и даже политическом активизме. Журналист ИА «NewTimes.kz» попыталась разобраться в алгоритмах популярного приложения. 

Фото: harpersbazaar.kz

Формат коротких видео далеко не новый. Но создатели TikTok быстро просекли фишку и сделали упор на развлекательную и образовательную сторону приложения. Кроме того, китайская компания хорошенько вложилась в маркетинг и теперь имеет почти 2 миллиарда пользователей из 150 стран. 

Отдельно стоит отметить алгоритмы сервиса. TikTok использует искусственный интеллект для анализа интересов и предпочтений пользователей. Ваша лента зависит от контента, который вы потребляете, лайкаете и распространяете. 

Такой алгоритм мотивирует людей создавать как можно больше контента, ведь попасть «в рекомендациях» может любой пользователь. Главное, снимать как можно больше видео, ставить правильные хэштеги и следить за трендами. То есть завоевать популярность благодаря сервису намного проще, чем в том же Instagram или Мusical.ly.

Приложение быстро завоевало популярность среди западной молодежи. Изначально она и составляла основную аудиторию сервиса. Но как и положено, любой популярный продукт рано или поздно доходит до старшего поколения. Сейчас TikTok уже перестал быть чисто «зумерским» развлечением и включает интересы самой разной аудитории.

Свои фишки есть и в казахстанском TikTok. Отечественные «тиктокеры» привносят свой колорит в развлекательный и образовательный контент. В ленте можно встретить  чабана-блогера из Жамбылской области, ЛГБТ-активиста или музыканта, играющего на домбре в современной аранжировке. Для каждого своя ниша.

Вокруг зарубежного сервиса даже разгорались крупные скандалы и инфоповоды. К примеру, казахстанцев возмутило юмористическое видео, в котором использовались фотографии известных личностей Алихана Бокейхана, Абая Кунанбаева и Ахмета Байтурсынова.  

«Я, конечно, не против современных трендов, но ведь должны же у нас быть какие-нибудь сакральные вещи, которые нельзя трогать. Кстати, это последняя фотография нашего лидера Алихана Бокейхана, была сделана в Бутырской тюрьме незадолго до расстрела.

К сожалению, выросло целое поколение, которому чужды и незнакомы идеи «Алаша». И это не только про молодежь. А вы как считаете? Допустимы ли такие приколы?» писал автор Instagram-страницы «Неизвестный Казахстан» Диас Камериданов.

Попал в новостные ленты и 15-летний «тиктокер»-чабан из Жамбылской области. Блогер с аудиторией 2,3 млн подписчиков решил провести фан-встречу в Талдыкоргане. И тем самым нарушил запрет на массовое скопление людей во время карантина. 

В итоге Абдыкадыра Наурызбека, так зовут популярного школьника из Жамбылской области, задержали местные полицейские. На его встречу собралось около 200 человек, с которыми чабан делился своими историями из сельской жизни. 

Не стоит забывать и про новую казахстанскую звезду диджея Imanbek, который недавно выиграл премию Grammy. Его ремикс на композицию Roses обрел огромную популярность именно в TikTok. Зарубежные и казахстанские пользователи сняли сотни тысяч видео под песню простого паренька из Аксу. 

Такая история успеха лишь одна из сотен, отличающая TikTok от других соцсетей. По сути, приложение бесплатно раскручивает музыкантов и является кладезью новых талантов. 

Конечно, в модный сервис поспешили перебраться и уже известные отечественные звезды. Популярные артисты и вайнеры освоили платформу и борются за лайки с помощью странных танцев и бесконечных челленджей. К примеру, певица Say Mo использует Tik Tok в первую очередь для раскрутки собственных треков. Девушка агитирует пользователей записывать ролики под свои новые треки.

А вот любимец казахоязычной аудитории Кайрат Нуртас просто делится с поклонниками моментами из своей жизни и танцует под разные челленджи. Сейчас на аккаунт певца подписано около 170 тыс человек.

Еще одно новое явление, появившееся благодаря сервису, — это TikTok-хаусы. Проще говоря, это популярные «тиктокеры», которые объединяются в творческие комьюнити и живут в одном доме. Они снимают совместные видео, занимаются продюсированием контента и рекламой. 

Сейчас в стране десятки таких крупных хаусов. Некоторые из них имеют многомиллионную аудиторию. А самый популярный, BIP-house, недавно выиграл премию Nickelodeon в России. Этот дом состоит из 10 участников, которые ежедневно публикуют ролики с шуточными челленджами и конкурсами. Сейчас на ребят подписано 12 млн подписчиков, и их гонорары также исчисляются цифрой с шестью нулями.

Но не стоит думать, что подростки сидят в TikTok только ради развлекательного контента. Огромное количество видео посвящено важным социальным темам феминизму, защите прав человека, благотворительности. Многие блогеры занимаются политическим просвещением аудитории, рассказывают о проблемах ЛГБТ-сообщества, оказывают психологическую поддержку. 

К примеру, в одно время был популярен челлендж, когда тысячи девушек  рассказывали о пережитых сексуальных домогательствах и насилии. Такой тренд помогает понять жертвам, что они не одни, а сексуальные преступления — все еще большая проблема в Казахстане.

Возможность быть услышанным и получить поддержку также привлекает представителей ЛГБТ-сообщества. Более толерантная аудитория в TikTok  смело говорит о своей ориентации, жизненных установках, ментальных проблемах. К примеру, казахстанская «тиктокерша» регулярно делится со своими подписчиками знаниями о трансгендерах, так как сама недавно совершила «переход» из мужского тела. Подобный контент редко встретишь в других социальных сетях. 

Не забывают «тиктокеры» и о государственном языке. Молодые люди умудряются за 15 секунд показать особенности казахского и похвастаться знанием самых сложных скороговорок. Кто-то играет на домбре под современные аранжировки, другие рассказывают историю Казахстана в развлекательной манере. Фишек много, и почти каждая из них находит своего зрителя.