«Каспий может повторить судьбу Аральского моря»: Чем грозит углубление дна экологии Казахстана

Новый экологический скандал назревает на западе страны. Международной нефтедобывающей компании NCOC не дает покоя снижение среднегодового уровня воды в Каспийском море. Из-за его обмеления судам стало тяжелее добираться до нефтедобывающих объектов, а значит, зарабатывать на ценном ресурсе. Поэтому консорциум с одобрения министерств экологии и энергетики РК планирует прорыть два канала по дну моря общей протяженностью 56 километров. К каким экологическим катастрофам может привести этот проект, читайте в материале ИА «NewTimes.kz».

Фото: kaspika.org

О высыхании крупнейшего в мире водоема ученые твердят не первый год. По данным института водных исследований, в 2019 году уровень воды достиг своего самого низкого показателя за последние 30 лет. И такая тенденция продолжается уже на протяжении нескольких десятилетий.

Сейчас уровень воды снижается со скоростью 6-7 сантиметров в год. Согласно расчетам, к концу этого столетия он упадет примерно на 9-18 метров. А значит, площадь водоема сократится сразу в три раза. На ум сразу же приходит Аральское море, не так ли?

Верно, ведь по аналогии с Аралом высыхание моря может привести к полной реорганизации экосистем. Под угрозой окажется уникальная флора и фауна Каспия, которая развивалась на протяжении миллионов лет. 

Фото: Global Look Press/Daniel Kreher

Однако уничтожение биоты, то есть совокупности всех живых организмом на одной территории, беспокоит лишь местных жителей, экологов или активистов. А вот коммерсанты обеспокоены другой проблемой. Для них снижение уровня воды в Каспии это множество логистических проблем, которые препятствуют на пути к добыче нефти. 

Об этом прямым текстом заявил управляющий директор нефтедобывающей компании NCOC Ричард Хоув.

«Существует также дилемма падения уровня моря в северо-восточной части Каспия. Это серьезная проблема для нас, потому что иногда наши морские суда не могут заходить на прибрежные острова. По мере того как уровень Каспия падает, сбои в морской логистике происходят все чаще и чаще. Наши суда перевозят людей, продукты питания, детали машин, отходы, материалы для проектов и т. д.», сказал Хоув в интервью для газеты «Ак Жайык».

Для решения этой дилеммы компания North Caspian Operating Company N.V планирует проложить несколько судоходных каналов протяженностью 56 километров. Ширина одного канала составит от 80 до 115 метров. 

Конечно, для строительства каналов будет необходимо углубить дно моря, сняв 18,5 млн грунта рядом с Кашаганом крупнейшим месторождением, которое входит в Северо-Каспийский проект. Общая площадь, с которой планируют поднять землю, составляет 29 млн квадратных метров.

Но такие цифры не пугают компанию, а главное, некоторых казахстанских чиновников. В первую очередь это, конечно же, министерства экологии и энергетики РК. С их одобрения мы получим экономическую выгоду для страны, но раз и навсегда потеряем уникальный водоем. 

О том, что правительство не учло все экологические риски, говорят многие эксперты. Один из них председатель республиканского общественного объединения «KAZ ECO PATROL» Тимур Елеусизов.

Фото: inform.kz

«Чтобы дать объективную оценку происходящему, нужно внимательно изучить этот проект, оценить все риски. Вообще, вмешательство и добыча нефти на шельфе это неэкологично с самого начала. Очень часто мы наблюдаем разливы нефтепродуктов и кучу сопутствующих загрязнений. Даже нефтяные пятна, которые нам видны, не утилизируются в полном объеме. 

Например, при транспортировке больших сухогрузов, которые будут ходить по этому каналу, произойдет огромное количество вредных выбросов. Кроме того, каналы постоянно будут забиваться илом. И на чьи плечи ляжет ответственность за прочистку этих каналов? Конечно же, на плечи государства. То есть на ваши с нами налоги.

Такое количество производимых работ на Каспии вредит экосистеме. В первую очередь, мы уничтожаем уникальную флору и фауну. Это может негативно отразиться вообще на всей экосистеме региона», — высказывает свои опасения специалист.

Эколог считает, что попустительство чиновников может привести к еще одной экологической катастрофе в стране.

«Если углубить дно, то уровень воды в Каспии понизится в очередной раз. И мы можем повторить судьбу Аральского моря. К слову, Балхаш находится в таком же плачевном состоянии. Он следующий на очереди.

Для чего вообще снижают уровень воды? По моему, чтобы платформы, которые находятся на шельфе Каспия, работали в безопасном для них режиме. Они ведь на воде стоят. Соответственно, снизив уровень, они минимизируют свои риски», — говорит экозащитник.

По словам Елеусизова, проект по углублению дна нуждается в детальном экспертном заключении. Спешить в таком деликатном деле большое преступление.

«Я думаю, что нужно срочно поднимать активистов, экологов и местных жителей. Вытаскивать этот проект на общественные слушания, рассматривать детально и обсуждать. Нужны заключения самых лучших экспертов ботаников, геологов, нефтяников, чтобы за эти решения несли хоть какую-то ответственность.

Нужно решить, насколько Казахстану вообще необходим этот проект и к каким последствиям он может привести. В других странах ведь тоже рыли каналы, и как это отразилось на экосистеме тех регионов? 

Тем более что Каспий — это трансграничная территория, любые изменения могут повлиять и на другие страны. Поэтому вопрос нужно поднимать на межгосударственном уровне, подключать экспертные группы. На принятие решения потребуется не один год. Все-таки, это вопрос международного харакетар, который зависит не только от нашей страны. Нужна целая комиссия», — отмечает председатель республиканского общественного объединения «KAZ ECO PATROL» Тимур Елеусизов.

Его поддерживают и другие общественные деятели. К примеру, активист Дидар Хамзин считает, что решение рыть каналы внутри Каспийского моря не выдерживает никакой критики. 

«Северный Каспий является детским садом для молоди рыб, и во время данного процесса будет нарушена тишина заповедной зоны. Будет уничтожен бентос — основная кормовая база для молоди. Она служит пищей для рыб и других водных животных, а также используется человеком.

Кроме того, каналы будет постоянно засыпать илом в зависимости от направления ветра. Это не один раз прорыл и забыл. Будет постоянный процесс, будоражащий всю живность Северного Каспия.

Удивляют министр и департамент экологии по Атырауской области, не понимающие вреда, который будет нанесен тонкой экологии Северного Каспия, и его последствия. Как можно было согласовывать этот проект?»  возмущается Хамзин. 

Аналогичную позицию обозначил и правозащитник Бигельды Габдуллин. Журналист даже запустил петицию под названием «Спасем Каспийское море от экологической катастрофы».

«Мы инициативная группа неравнодушных граждан, которая проанализировала информацию о строительстве двух 56-километровых каналов на дне Каспия. Мы подробно изучили проект, который определит судьбу моря на следующие 30 лет, и заявляем: стратегия консорциума NCOC и министерства энергетики является губительной для флоры и фауны Каспийского моря.

Компания NCOC, министерство экологии и министерство энергетики игнорируют прямую угрозу экологии Казахстана», говорится в петиции.

Активисты предложили альтернативу разрушительному проекту:

«Вместо того чтобы рыть два канала, можно использовать технику, которая способна передвигаться по мелководью. В частности, могут быть использованы более безопасные для экологии суда и баржи на воздушной подушке или иная другая вспомогательная инфраструктура».

Подписавшиеся под петицией требуют наложить мораторий на любые работы по углублению дна, а также провести нормальное общественное слушание с участием местных исполнительных органов, консорциума NCOC, а также представителей министерств экологии и энергетики. 

Но, несмотря на все возмущения граждан, проект должен стартовать уже в апреле этого года, а закончиться в ноябре 2022-го. А к каким последствиям приведет погоня за нефтедолларами, казахстанцы смогут узнать уже в ближайшие несколько десятилетий.