Более 70 млрд тенге планируется потратить на реализацию 70 проектов в сфере туризма. Получается по 1 млрд тенге на каждый новый объект. Лечебно-оздоровительные комплексы, гостиницы, аквапарки — все это и другое станет частью туристического потенциала Казахстана. И все для того, чтобы как можно больше иностранцев приезжало к нам и вливало в экономику свои деньги. Вот только оправдаются ли надежды? Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила узнать, сколько средств тратится на развитие отечественного кластера и есть ли толк от реализуемых проектов.
Привлекательный, с разнообразной флорой и фауной Казахстан, казалось бы, должен входить в число лидирующих стран по развитию туризма. Однако в рейтинге лучших государств для приключений и туризма наша страна заняла 76-е место, обогнав лишь Ирак и Оман. Что тут скажешь? Стыдно, господа, стыдно. И это при том, что каждый год с высоких трибун звучат призывы о развитии данной отрасли. Более того, на эти цели выделяются немалые деньги. В 2012-2020 годах на реализацию 54 проектов было потрачено 61,1 млрд тенге.
«В программу развития туристской отрасли, рассчитанной на 2019-2025 годы, введен принцип приоритезации в развитии туристских регионов, то есть если раньше акиматы областей финансировали проекты туризма по остаточному принципу, то сегодня ситуация в корне меняется. За два года реализовано 54 инфраструктурных проекта на сумму 61,1 млрд тенге. В эту цифру вошли строительство и ремонт автодорог, водопроводных, канализационных сетей, линий электропередач и высоковольтных линий, установлено 198 санитарно-гигиенических узлов (туалеты) и многое другое. В целом в 2020 году удалось обеспечить рост инвестиций в основной капитал в сфере туризма в 1,3 раза по сравнению с 2019 годом», — ответили на официальный запрос ИА «NewTimes.kz» в АО «Национальная компания «Kazakh Tourism».
В этом году работа по развитию туристического потенциала страны будет продолжена. В основных курортных местах планируется реализация 70 проектов на сумму 71,8 млрд тенге, в том числе в Мангистау (12 проектов на 22 млрд тг), Туркестане (2 проекта на 0,2 млрд тг), на Алаколе со стороны Алматинской области (3 проекта на 7,4 млрд тг), Алаколе со стороны ВКО (2 проекта на 3,3 млрд тг), в Бурабае (9 проектов на 11,9 млрд тг), Баянауле (5 проектов на 8,8 млрд тг), Балхаше (3 проекта на 0,5 млрд тг), Алматинском горном кластере (9 проектов на 12,5 млрд тг), Имантау-Шалкар (25 проектов на 5,2 млрд тг).
«Под этими проектами следует понимать подведение необходимой инженерно-коммуникационной инфраструктуры. В части открытия новых туристских комплексов в этом году ожидается завершение строительства еще трех международных отелей в курортной зоне Актау, а также тематического парка развлечений по типу Disneyland и гольф-клуба, что позволит привлечь еще больше внимания к пляжному отдыху в Мангистау. Ожидается, что номерной фонд увеличится в этом случае более чем на 1000 койко-мест», — добавили в нацкомпании.
По данным Kazakh Tourism, в Туркестанской области инвесторами планируется реализация ряда проектов по строительству лечебно-оздоровительных комплексов в 2021-2023 годы на общую сумму порядка 2 млрд тенге, аквапарка, визит-центра, этноаула и гостиниц в общей сложности на более чем 7 млрд тенге. В Имантау-Шалкарской курортной зоне планируется строительство и реконструкция баз отдыха и санаториев с инвестицией 1,2 млрд тенге с созданием порядка 200 дополнительных койко-мест. А в Балхашской курортной зоне в ближайшие годы ожидается строительство более 10 зон отдыха на сумму 0,8 млрд тенге, что даст региону дополнительно порядка 300 койко-мест. С восточной стороны озера Алаколь отечественным инвестором планируется строительство гостиничного комплекса «Керуен Плаза» общей стоимостью 1,5 млрд тенге. А с алматинской стороны Алаколя за счет частных инвесторов за пару лет появится 10 новых зон отдыха общей стоимостью 1,5 млрд тенге, что создаст на побережье порядка 700 койко-мест. Кроме того, ожидается строительство большого коттеджного городка на 3900 койко-мест, где объем инвестиций составляет порядка 10 млрд тенге.
На бумаге-то все выглядит презентабельно. Но как это отразится на притоке иностранных гостей? Тем более если казахстанцам выгоднее съездить за границу, чем отдохнуть на родине. Но даже здесь придумали выход. Для того чтобы зазвать максимальное количество туристов, Kazakh Tourism провел четыре PR-кампании:
— «Куда мы летим?». В рамках проекта в эфире телеканала Euronews NBC состоялось свыше 360 показов видеоролика и редакторских программ на 157 стран с распространением на 450 миллионов домохозяйств. Потрачено 124 млн тенге;
— Travelstan и Meet Qazaqs. Эти акции включили в себя производство двух видеороликов и двух выпусков передач с ротацией на телеканалах CNBC и РБК, Eurosport и цифровых площадках. Потрачено 204 млн тенге;
— Kazakhstan. Very nice! Производство и ротация — 0 тенге, мировой охват — 1 млрд просмотров за счет креативной реакции на выход второй части фильма про Бората.
«Также мы организовали съемки первой части документального фильма о природных красотах Казахстана французским продакшном French Connection Films. Был отснят зимний сюжет. Съемки второй части фильма (летнего сюжета) планируются в июле 2021 года, выход фильма — в сентябре-октябре 2021 года. Он будет транслироваться на французском и немецком языках в странах Европы и Африки на телеканалах Arte TV и Ushuaia TV», — добавили в компании.
Относительно того, сколько денег ушло на то, чтобы казахстанские блогеры, музыканты и артисты продвигали туристический бренд Казахстана, Kazakh Tourism не ответил, а лишь перечислил имена популярных видеомейкеров.
«В последние годы мы наблюдаем очень качественные и креативные работы нашей творческой молодежи в музыке, культуре, искусстве и так далее. С некоторыми из них мы хотим уже начать работу в этом году, например, с такими замечательными видеографами и контент-мейкерами, как Адилет Рахметолла, Анзор Гасаев, Талгат Бекмагамбетов, Сакен Кагаров и другие. Многих инфлюенсеров, которые отличились в медиасфере, мы зовем на информационные пресс-туры, что создает дополнительные возможности для них делать новый контент. При этом речь не идет о гонорарах, а только о партнерстве. Например, мы помогаем с транспортными расходами, проживанием и питанием. Kazakh Tourism совместно с Ксенией Панкратовой, которая каталась на БАО, и многообещающим видеографом Талгатом Бекмагамбетовым снял завораживающие кадры Баянаула. Мы хотим совместно поработать и с Азаматом Сарсенбаевым, автором роликов про фламинго, по дальнейшей популяризации туристского потенциала Мангистау».
По поводу того, что в рейтинге лучших стран для туризма Казахстан занял 76-е место из 78, обогнав лишь Ирак и Оман, в нацкомпании сообщили, что «в мире очень много рейтингов, в том числе и по туризму. Но не все из них могут быть объективными. Данный показатель (76-е место) является оценкой по одному из 76 критериев общей привлекательности стран Overall Best Countries Ranking (https://www.usnews.com/news/best-countries/overall-rankings)».
«Другие критерии также включают предпринимательство, открытость для бизнеса, культуру, качество жизни и т.д., а некоторые рассматривали даже отношение к животным, уровень расизма и т.д. Данный рейтинг был составлен с целью выявления отношения респондентов (всего 17 тыс чел из четырех регионов мира) к 78 странам. В части Adventure оценка велась по таким субкритериям, как дружелюбность, развлечения, пригодность для туризма, приятный климат, живописность, сексуальность. Исходя из этого, данный критерий Adventure ни в коем случае нельзя считать рейтингом по оценке уровня приключенческого туризма в той или иной стране. В свою очередь, Казахстан в последние годы все чаще отмечается в разных международных рейтингах по туризму как одно из лучших мест для отдыха, в особенности как направление для экотуризма. Например, в этом году, по версии таких авторитетных мировых изданий, как Lonely Planet, Le Figaro (Франция), The Guardian (Великобритания), Казахстан является местом для посещения. В аналогичных топах мы были отмечены и годом ранее», — пояснили в компании.
Как добавили представители Kazakh Tourism, самым главным рейтингом для оценки качества развития туризма является индекс конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума. В последнем издании данного рейтинга в 2019 году Казахстан занимает 80-е место из 140 стран, улучшив результат на одну позицию. При этом ожидается, что реализация мероприятий отраслевой госпрограммы на 2019-2025 годы позволит улучшить позиции РК и войти в топ-50 лучших стран. Конечно, верится с трудом, что наша страна достигнет лидирующих позиций в сфере туризма. Если за почти 30 лет не смогли, то сможем ли потом?..