Не QazVac единым: На подходе еще четыре казахстанские вакцины

Коронавирусная инфекция поддается лечению. Обезопасить себя от опасной болезни можно при помощи вакцины. Это все мы знаем сейчас, но в начале прошлого года человечество искало причины и локации возникновения вируса. Чуть позже ученые принялись разрабатывать препарат, который бы смог спасти население от коварного заболевания. В числе тех, кто стоял у истоков создания казахстанской вакцины KazCOVID-in (торговое название QazVac), — доктор ветеринарных наук, ассоциированный профессор, заведующий лабораторией особо опасных инфекционных заболеваний научно-исследовательского института проблем биологической безопасности Леспек Кутумбетов. В интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» вирусолог рассказал об этапах создания QazVac и сообщил, что данный препарат будет не единственным в профилактике КВИ, назвав сроки выхода новых вакцин от коронавируса.

Фото из личного архива Леспека Кутумбетова

Для Леспека Кутумбетова, который работает в отрасли вирусологии более 40 лет, COVID-19 не стал открытием. Ученый, видевший сотни других возбудителей не менее опасных заболеваний, прекрасно понимал, что КВИ — такая же инфекция, как и другие, против которых уже есть антидот. Правда, с коронавирусом пришлось немного подождать, пока появится источник вируса (больной пациент), от которого можно было выделить вирус SARS-CoV-2, и начать разработку вакцины на основе этого возбудителя.

«Разработка казахстанской вакцины началась в прошлом году, в конце марта, когда нам привезли биоматериал, полученный от больного коронавирусной инфекцией человека. В течение недели мы выделили сам вирус и стали работать с ним, создавать технологию производства вакцины.  К майским праздникам, то есть уже через месяц, была подготовлена та самая технология изготовления инактивированной вакцины», — вспоминает вирусолог.

Следует отметить, что еще до начала создания препарата в Казахстане внедрили научно-техническую программу по разработке вакцины против коронавирусной инфекции COVID-19, рассчитанную до 2022 года. Ее руководителем как раз-таки выступил Леспек Кутумбетов. На основе этого документа казахстанские вирусологи и приступили к созданию антидотов. Почему антидотОВ? Оказывается, ученые принялись к разработке не одной вакцины, а сразу пяти. По словам собеседника, самая легкая в плане создания оказалась инактивированная QazVac. Вторая и третья виды вакцин — рекомбинантные. Они подобны российскому «Спутнику V», поскольку созданы на основе векторов, то есть используются другие вирусы — носители специфического начала. Четвертая вакцина — субъединичная. Ее также получают генетическим методом на основе белков вируса ковидной болезни. Последняя, пятая — живая. Она готовится на основе вируса, взятого у инфицированного человека, путем устранения его инфекционной активности (патогенности по отношению к человеку).

«Поскольку технология изготовления инактивированной вакцины была более отработанной и простой, то именно ее реализация вышла на первый план. А так, если говорить честно, работа ведется по всем пяти направлениям и по настоящее время», — подчеркивает профессор, отмечая, что доклинические испытания инактивированной вакцины проводились летом прошлого года.

Доклинические испытания велись на лабораторных животных — белых мышах, хомяках, хорьках, морских свинках, кроликах, а также обезьянах — макаках-резусах. Как говорит вирусолог, на каждом опыте используется как минимум по десять мелких животных.

«Нужно понимать, что каждый эксперимент имеет свою цель. Если в одном определяется безопасность препарата, то в другом — его иммунологическая эффективность, а в третьем, к примеру, биологическая активность. Обычно опыты начинают проводить на самых неприхотливых грызунах — беспородных белых мышах. Дальше — на сирийских хомяках и хорьках. Они восприимчивы к коронавирусной инфекции. Затем используются морские свинки и кролики. Последние биологические объекты — макаки-резусы. Их в Казахстане нет, нам приходилось искать по разным странам. В итоге мы завезли их из РФ и использовали для проверки безопасности и иммуногенности вакцины. На последнем этапе проводили клинические испытания на людях», — дополняет собеседник.

Первыми подопытными стали сами разработчики вакцины. Всего семь человек, включая Леспека Кутумбетова.

— Было ли страшно?

— Нет, что вы. Ведь мы же сами создали этот продукт, знаем его состав, испытали на животных. Хотя, признаться честно, чувство волнения, конечно, было, но мы его преодолели, поскольку перед нами стояла важная миссия — прежде чем тиражировать препарат в массы, узнать его безопасность, а также описать в первых официальных документах реакции организма. Испытание препарата на себе не обязаловка, и оно не закреплено протокольно, это сугубо наше желание, так сказать, прихоть исследователя. Нельзя говорить, что новые препараты вредные или несут какие-то негативные последствия, ведь, как уже отмечал выше, ведется доскональное исследование вакцины. Если она безвредна для подопытных, то и для других должна быть безопасной.

Вспоминая о трудностях в период разработки вакцины, ученый отметил лишь деятельность в режиме нон-стоп.  

«Первые полгода мы безвылазно находились на работе. Вы же понимаете, что такой важный для жизни населения препарат не терпит отлагательства. Мы до сих пор работаем без выходных и во внеурочное время, днем и ночью. А все потому, что при пандемии важно выдать вакцину в кратчайшие сроки. Ведь тем она и полезнее обществу. Ведь если вирусом переболеют все люди, то ценность препарата потеряет значимость», — говорит собеседник.

Подводя итоги беседы, разработчик QazVac подчеркнул, что, несмотря на то что полный технологический процесс создан только для одной вакцины — инактивированной, другие препараты тоже, как говорится, ждут своего звездного часа. К примеру, генно-инженерная субъединичная вакцина на основе белков КВИ ждет разрешения от Минздрава на проведение клинических исследований на людях-добровольцах.

«Еще три вакцины на подходе. Думаю, в ближайшем будущем их ждут доклинические исследования на животных. Последняя, пятая вакцина — живая. Она более эффективная, но требует самого щепетильного отношения. Она, считаю, будет готова уже к началу следующего года», — прогнозирует ученый.

Добавим, что Леспек Кутумбетов — выпускник зооветеринарного института Алма-Аты (ныне Казахский национальный аграрный университет). После окончания вуза его направили в институт, работающий в области вирусологии. Он расположен в военном городке в поселке Гвардейском Жамбылской области. Здесь он трудится и по сей день. Под его началом создано около 15 различных вакцинных препаратов. Ученый подчеркивает, что разработка каждого препарата не только его заслуга, а всей команды, коллег.  Заведующий лабораторией особо опасных инфекционных заболеваний научно-исследовательского института проблем биологической безопасности — автор около 300 научных работ и имеет примерно 35 патентов.