Движущийся на всей скорости по трассе военно-транспортный самолет весом 23 тонны, согласитесь, картина не для слабонервных. Но куда еще страшнее находиться внутри С-295 и не допустить его опрокидывания. Здесь все зависит от опыта летчика. Для командира экипажа Алматинской воинской части 53975 Бахтияра Акмурзинова, который впервые в отечественной истории сумел посадить самолет не на взлетно-посадочной полосе, а на проезжей части, исполнение такого маневра стало своеобразной проверкой, передает ИА «NewTimes.kz».
Апрель 2021-го. Мангистауская область. По автомобильной трассе Узень — Актау движется огромный военный самолет. На проезжавших по объездной дороге людей такая картина произвела неизгладимое впечатление. В Сети появились видео с места события. На первый взгляд казалось, что посадка вынужденная, но на самом деле все происходило в рамках учений по повышению мобильности подразделений ВВС РК.
В канун Дня защитника Отечества корреспондент ИА «NewTimes.kz» связалась с командиром экипажа С-295 Бахтияром Акмурзиновым и узнала, каково это — управлять воздушным судном вне стандартных условий, не учитывая единичные крушения военных вертолетов.
«Это была штатная посадка согласно учениям, которые проводились для того, чтобы летный состав имел навыки работы на неподготовленной полосе, в нашем случае на аэродромном участке автомобильной дороги. В истории авиации Казахстана это первый такой маневр. Перед нами посадку и взлет на другом военном судне совершил наш главнокомандующий. В принципе, ничего сложного в том, чтобы посадить самолет, нет. Единственное, психологически напрягаешься, поскольку понимаешь, что это не специально подготовленный участок, а дорога, за обочиной которой — кювет», — говорит Бахтияр Акмурзинов.
Несмотря на молодость (Бахтияру Акмурзинову 30 лет — прим. NT), военный летчик сумел совершить маневр. Полученные в Карагандинской республиканской военной школе-интернате, а затем в военном учебно-научном центре ВВС военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (РФ) знания плюс наставления от старших и опытных летчиков позволили командиру экипажа собраться с мыслями и выполнить поставленную задачу на «отлично».
«При посадке воздушного судна, независимо от того, какое оно — гражданское или военное, риски есть всегда. Относительно приземления на трассе, где есть кюветы, скажу, что в случае усиления бокового ветра и неопытности летчика могут возникнуть аварийные ситуации. На аэродромах предусмотрены боковые и концевые полосы безопасности», — поясняет летчик.
Отметим, что летное дело наш собеседник выбрал по наитию. Еще в детстве его взор всегда притягивали пролетающие в небе военные самолеты. И еще тогда, будучи мальчишкой, он невольно задумывался над тем, сможет ли он покорить воздушное пространство на железной птице. Постепенно Бахтияр двигался к намеченной цели, а сегодня, когда уже достиг определенных успехов в работе, воспитывает у своих детей чувство преданности мечте.
Вчера, 6 мая, Бахтияр Акмурзинов получил очередное воинское звание (майора — прим. NT). Поздравляем вас с очередной звездой на погонах и Днем защитника Отечества и желаем дальнейших успехов в выбранном деле!