Третий месяц родственники подсудимых и подозреваемых, находящихся в следственном изоляторе (СИЗО) Нур-Султана (ЕЦ 166/1), ночами дежурят у ворот учреждения. Они стоят в очереди для записи на разговор по Skype. В конце апреля главный санитарный врач вынес постановление «Об усилении мер по предупреждению завоза коронавирусной инфекции из Индии в Казахстан», и в СИЗО не стали запускать адвокатов и защитников из числа родных подозреваемых и подследственных, которых суд допустил к участию в деле, пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Светлана Глушкова.
Несколько дней назад адвокатов в изолятор впервые запустили с начала этого года. Но произошло это после многочисленных жалоб в разные инстанции и внесения изменений в постановление главного санитарного врача Казахстана. Однако это не коснулось защитников из числа родных, которые продолжают ночевать у СИЗО Нур-Султана. Хотя они наравне с профессиональными адвокатами могут участвовать в суде.
Поговорить со своими родными они могут с помощью Skype. Для этого им надо дозвониться и записаться по городскому телефону спецчасти изолятора. Но по факту сделать это не представляется возможным. Телефон не отвечает или всегда занят.
По этой причине, как говорит супруга одного из подозреваемых Айгуль Ташенова (имя и фамилия изменены по ее просьбе), накануне вечером или ночью надо приехать к СИЗО, занять очередь, стоять до утра у ворот и ждать, когда они откроются.
«Некоторые домой успевают съездить, занять, съездить, приехать. Кто-то стоит, ночует у ворот СИЗО. Сегодня вечером если заняли очередь, завтра будете разговаривать по Skype. Некоторых не соединяют. Там 600 человек, а компьютеров всего семь», — говорит Айгуль Ташенова.
Она отмечает, что те, кто ночь простоял, смогут поговорить с родными.
Но если человек приехал в семь или восемь утра, то не сможет попасть в тот же день.
«Разговор по Skype длится не более 15 минут, из которых пять-семь минут уходит на споры с сотрудниками, которые то и дело норовят прервать разговор. Кстати, прерывают они его неожиданно. Просто выключают вас, и все. Ни о какой конфиденциальности речи быть не может. Ни во время общения по Skype, ни во время общения в Zoom в перерывах на судебном заседании. Все, что мы говорим и пишем, становится доступным как суду, так и изолятору. А значит, не исключено, что может быть передано следователю», — говорит адвокат Хамида Айткалиева.
На своей странице в Facebook Хамида Айткалиева подробно описала, с какими ограничениями сталкиваются она и ее коллеги с доступом в следственный изолятор.
На публикации адвоката в социальных сетях отреагировала уполномоченный по правам человека Эльвира Азимова, также к этому делу подключилась коллегия адвокатов.
«Незаконность постановления главного санитарного врача состояла в том, что адвокаты могли заходить в изолятор, но только со следователем. Индивидуальные свидания не допускались. Соответственно, те арестованные, чьи дела уже находились в суде, были лишены возможности на свидание с адвокатом», — говорит Хамида Айткалиева.
Только несколько дней назад ей удалось зайти в СИЗО и поговорить со своим подзащитным. Произошло это после внесения изменений в постановление главного санитарного врача, которое опубликовали 3 июня.
«Ограничить все мероприятия, проводимые с участием осужденных, подозреваемых и обвиняемых, за исключением вывода для свидания с адвокатом (защитником), а также к следователю и адвокату (защитнику) для проведения неотложных следственных действий с обязательным использованием ими масок или респираторов, резиновых перчаток и соблюдением дистанции не менее 2 метров между участниками следственных действий», — говорится в постановлении главного санитарного врача Казахстана.
Другому адвокату, Бауыржан Азанову, чтобы зайти к своему клиенту в СИЗО Нур-Султана, потребовалось съездить в комитет уголовно-исполнительной системы и поговорить с руководством. Только после этого ему позволили встретиться со своим клиентом в изоляторе.
«Оказывается, с января этого года астанинские адвокаты не могут заходить к своим доверителям без следователей. Это просто полный привет! При этом им милостиво разрешили созваниваться по Skype со своими доверителями. Но с одним большим «но» — если ты с 8.30 до 10.00 дозвонишься по номеру телефона 53-19-25. А дозвониться туда, как вы уже догадываетесь, физически невозможно. Мое терпение лопнуло на 50-м звонке на указанный номер, и я отказался от участия в этом непристойном квесте», — говорит адвокат Бауыржан Азанов.
Ему, так же как и Хамиде Айткалиевой, пришлось писать обращения в адрес главного санитарного врача Казахстана и санитарного врача Нур-Султана.
Адвоката запустили в СИЗО только после того, как он встретился с зампредом комитета уголовно-исполнительной системы Мейрамом Аюбаевым, а также получил официальный ответ от главного санврача, что отказ в допуске адвокатов к своим подзащитным незаконен и необоснован.
«Люди в СИЗО сидят в полной изоляции. Адвокат — это ниточка со свободой, все новости от него, поддержка тоже. Через адвоката подзащитный все узнает, адвокат выстраивает его защиту, а как он это сделает, если не может с ним встретиться и поговорить. Не можешь обсудить абсолютно ничего. Или ты можешь обсудить только при ком-то, это нарушает Конституцию, право каждого человека на защиту, адвокатскую тайну», — говорит Бауыржан Азанов.
В следственном изоляторе Нур-Султана всю эту ситуацию никак не комментируют. По доступным номерам телефона можно дозвониться только до дежурного ЕЦ-166/1, который записывает все данные и по какому вопросу, позже говорит, что исполняющий обязанности начальника находится на территории изолятора и перезвонить надо позже.