Гражданские активисты из Степногорска требуют вывести из города 300 тонн токсичных полихлордифенилсодержащих (ПХД) отходов. Сделать это планировалось до июля этого года. Но из-за пандемии коронавируса в министерстве экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана передумали — решили оставить опасные вещества еще как минимум на год. Такой ответ недавно получил активист и блогер из Степногорска Артем Сочнев от вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Ахметжана Примкулова, пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Светлана Глушкова.
Год назад в Степногорск привезли для хранения 300 тонн полихлордифенилсодержащих (ПХД) отходов. Эти токсичные материалы — 6002 конденсатора и три контейнера — находились на территории бывшей радиолокационной станции «Дарьял-У» в Балхаше. Там ПХД-конденсаторы хранились в металлических контейнерах в аварийном здании, которому грозило обрушение. Если бы это произошло, то боксы с ПХД-веществами повредились бы и могла произойти утечка. Опасные вещества попали бы сначала в грунтовые воды, а потом и в озеро Балхаш.
Опасность ПХД-отдыхов заключается в повышении риска возникновения рака, поражении нервной системы, почек, печени, кожи, также различных детских патологий и врожденного уродства.
Жителей Степногорска никто не спрашивал, когда опасный груз отправили в их и без того экологически неблагополучный город. Ко множеству промышленных предприятий, где добывают руду, уран, золото, власти планировали построить еще и комплекс (завод) по утилизации этих 300 тонн ПХД-отходов и других, что будут завозить позднее. На эти цели компания «ЭкоЛюкс-АС», которая сейчас занимается и хранением токсичных отходов, получила международный грант от UNIDO (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию), ГЭФ (Глобального экологического фонда) и министерства экологии Казахстана.
Но после недавних протестов населения города против строительства этого комплекса по утилизации токсичных ПХД-отходов в министерстве экологии, геологии и природных ресурсов заявили, что завод в Степногорске строить не будут. Сейчас для него подбирают другое место.
Читайте также: «Потеряли веру в чиновников»: Жители Степногорска обратились к Сабурову
Но что делать с 300 тоннами токсичных ПХД-отходов, которые уже находятся в Степногорске? С самого начала этой транспортировки население города было против. В министерстве экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана пошли на уступки и продемонстрировали общественности подписание меморандума, что опасные отходы будут храниться в регионе до 1 июля этого года.
Позже планировалось, что компания «ЭкоЛюкс-АС» вывезет их из города на другой объект. Однако меморандум по непонятным причинам в этом году расторгли.
«В следующем году им надо по закону их вывозить. Но за это время они должны определиться, где построят комплекс по утилизации, этот завод, но установить за это время они не смогут. По документам они планировали запускать его в 2023 году, там год еще на запуск и наладку дается. Я предполагаю, что отходы, бочки здесь зависнут на большой срок, думаю, они найдут такой вариант, чтобы продлить хранение», — говорит Артем Сочнев.
По его словам, в открытом доступе нет документов, где бы указывалось, что этот временный склад для ПХД-отдохов принят властями, соответствует всем нормам безопасности и существует на законных основаниях.
«Когда они стоят в упакованном состоянии, они никакой угрозы не представляют, но рядом находится теплица — 250 метров. Хотя у них санитарная зона должна быть тысячу метров. У нас там огурцы, помидоры, весь город ест, пол-Казахстана ест, а рядом эти токсические отходы стоят. Это совсем неправильно. Этот склад с нарушением функционирует, потому что СЭС (Санитарно-эпидемиологическая служба) у нас приняла уже с нарушением, а у СЭС мораторий на проведение проверок. С нами на контакт они идти не хотят и считают провокаторами», — отметил Максим Пономарев.
По его мнению, 300 тонн ПДХ-отходов могут увеличиться в объемах, если люди сейчас согласится на хранение их в своем регионе.
«У них по эмиссиям окружающей среды им разрешено по семь тысяч двести тонн завозить в год. Если мы на эти отходы согласимся, они будут дальше заводить в десятки раз больше. Со всего Казахстана будут сюда вести, из России будут вести и тут они будут все переупаковывать. По-любому будет ущерб. Они сами это заявляют, что выбросы в окружающую среду будут. Для города это принципиальный вопрос, чтобы они забрали их отсюда и увезли куда угодно», — говорит активист Максим Пономарев.
В комментарии Newtimes.kz заместитель директора компании «ЭкоЛюкс - АС» Сергей Скуратович говорит, что вся информация в социальных сетях о хранении ПХД-отходов в Степногорске не соответствует действительности. По его словам, «кто-то наводит смуту, а люди не владеют достоверной информацией».
Он отмечает что сами боксы находится в промышленной зоне, за территорией города, в специально оборудованных складах. По его словам, никаких нарушений в их хранении не было выявлено.
«Они никакой опасности не представляют, они упакованные, в емкостях, которые закрыты. Сами эти конденсаторы герметичны, поэтому никаких разливов, проливов, утечек просто невозможно, чисто физически», — говорит Сергей Скуратович.
На странице организации в Instagam приводится мнение ведущего эксперта Центра экологического мониторинга Амины Бейбитовой, которая осматривала ранее склад «ЭкоЛюкс-АС» по временному хранению ПХД, но было это год назад.
В своем заключении тогда Бейбитова написала: «ПХД-отходы в упакованном виде никакой опасности не представляют». Но как утверждают местные активисты и блогеры проверить эти слова невозможно, так как туда никого из их представителей не допускают. В июне этого года там побывали лишь депутаты и представители ветеранов города, которые дали только положительные отзывы. В их достоверности активисты сильно сомневаются.