«Казахи, учитесь у поляков»: Работающая за рубежом астанчанка обратилась к соотечественникам

Работать по 16 часов в день и зарабатывать 150 тыс тенге, тратить все деньги в первые два дня после получки, искать дополнительный заработок. Именно так когда-то жила астанчанка Алия Ляшенко. Для женщины, которая одна воспитывает дочь-старшеклассницу, понятно, было сложно. Устав от безденежья и, думая о будущем ребенка, в один прекрасный день она решила кардинально изменить свою жизнь и уехать на заработки в другую страну. Выбор пал на польский городок Ополе. Специально для редакции ИА «NewTimes.kz» Алия Ляшенко рассказала, в чем Нур-Султан  уступает столице Опольского воеводства, об особенностях трудоустройства в чужой стране и отношении поляков к трудовым мигрантам.

Алия Ляшенко родилась и выросла в столице Казахстана, она из многодетной семьи. Не имея высшего образования, трудилась обычным рабочим.

«На сегодняшний день мне 43 года, у меня 18-летняя дочь. Два-три года назад я задумалась о том, что не смогу со своим уровнем заработной платы в 200 долларов выучить ее. Пообщавшись с родными и друзьями, пришла к выводу, что в Казахстане не потяну обучение ребенка в высшем учебном заведении. Узнала, что некоторые люди спокойно уезжают в Польшу, Чехию. Правда, в Чехию уехать сложнее потому, что рабочих мест на нашу страну выделяется определенное число и не факт, что со всего Казахстана именно мне выпадет шанс получить квоту. А вот в Польше  дела обстояли немножко получше. Тут нет никаких ограничений. Если у тебя есть приглашение от отличного польского работодателя, у которого хороший уставной капитал, своевременно уплачивающего налоги, то вам «зеленый» свет», — информирует Алия Ляшенко.

Первая попытка попасть на заработки в Польшу у нашей героини не увенчалась успехом. Ее обманули.

«Это было в 2019 году. Тогда я потеряла 1000 долларов. Просто я обратилась в не ту компанию. Судиться не было ни желания, ни возможностей. Понимаете, все трудовые мигранты в своем роде напоминают слепых котят, которые на ощупь пытаются чего-то достичь. На этом пути главное встретить надежное агентство, которое не занимается изготовлением липовых приглашений. Для того, чтобы не наткнуться на такую псевдоконтору, нужно все внимательно изучать, читать отзывы. Благо сейчас есть соцсети», — добавляет собеседница.

Почему именно Польша?

Эту страну Алия Ляшенко, как было сказано выше, выбрала ввиду отсутствия трудовых квот. Кроме того, как добавляет казахстанка, здесь легко оформиться и высокий процент выдачи рабочих виз.

«Я стала мониторить, узнавать поподробнее и поняла, что, да, в Польшу можно ехать.  В феврале  прошлого года заключила договор с одной из компаний. В марте объявили чрезвычайное положение. Закрылось все – вокзалы, границы, консульства. И лишь в ноябре мне удалось вылететь в Ополе. Здесь я уже семь месяцев», — говорит собеседница.

Первое впечатление

Порядок, педантизм и чистота – это то, что сразу бросилось в глаза астанчанке в Ополе в первые минуты прилета. Отличительные погодные условия, мягкий климат, отсутствие ветра не могли не покорить сердце иностранки.  Как заметила жительница Нур-Султана, в Ополе идеально налажена система очистки улиц. Специальная техника не просто подметает улицы, а моет их.

«Если здесь подмели улицы, то эта чистота будет держаться долго. Могу подолгу оставлять окна открытыми, и на моих подоконниках не осядет пыль. В такие моменты часто вспоминаю астанинскую квартиру, где из-за смога и той же пыли невозможно было открыть даже форточку. Кроме того в Ополе все сделано для удобства рабочего человека, что меня весьма впечатлило. Дворники убирают улицы не с метлой в руках, как у нас, а используют специальный аппарат, который сильным потоком воздуха сдувает мусор. В Польше зима похожа на позднюю холодную осень.  Нет необходимости покупать зимнюю одежду, что весьма положительно сказывается на семейном бюджете», — подчеркивает Алия Ляшенко.

Первые десять дней наша героиня, также как и сотни других прибывших в Польшу, находилась на карантине.  Ей предоставили жилье от агентства, с которым она и заключила договор на трудоустройство.

«Компании, которые приглашают иностранцев на работу, имеют договоренности с местными предприятиями, заводами, то есть они трудоустроят только на рабочие специальности. Они не смогут найти вам профессию по той или иной квалификации по одной простой причине – кандидат на вакантную должность должен в совершенстве владеть польским языком. Одна  единственная возможность для мигрантов, будь то мужчина или женщина, - трудиться на фабриках и других производствах», - разъясняет казахстанка.

Жилье и коммунальные услуги

Стоимость аренды жилья в Ополе варьируется в пределах 1500-2000 злотых (нацвалюта Польши — прим.NT). В тенге это 167 000 – 200 000 тенге. Конечно, все зависит от района проживания, комфортабельности квартиры и других «няшек». Чем круче жилье, тем дороже.

«Когда жила в общежитии от компании, то в одной комнате, обставленной необходимой мебелью, заселяли по два человека. Тогда за коммунальные услуги мы платили по 320 злотых – чуть больше 35 тыс тенге в месяц. Удобно то, что не тратились на проезд до работы и обратно. Компания организовывала трансферт. Конечно, слышала, что бывают агентства, которые заселяют людей по 10-15 человек в комнату. Некоторые мигранты живут в подвальных помещениях. Люди соглашаются на все условия, лишь бы заработать деньги», — отмечает собеседница.

Заработная плата

Завод, на котором работает Алия Ляшенко, выплачивает заработную плату не ей лично, а компании, которая ее трудоустроила.

«Моя ставка 13,8 злотых в час (1 544,44 тенге). Понятно, что завод платит агентству, примерно, 16,8 злотых. Разницу компания оставляет себе.  В итоге, в месяц получаю 1000 долларов. Мне этих денег хватает на проживание в чужом городе, а также на то, чтобы отправлять на родину, дочери», — делится уровнем заработка женщина.

Казахи VS  поляки

По словам собеседницы, в Польше никто не позволит себе бросить мусор.

«Конечно, встречаются бутылки, пакеты в оврагах, но чтобы так, как в Нур-Султане – нет. Очень грустно, что приходится констатировать: казахстанцы отстают в своем воспитании, менталитете, мировоззрении и культуре от поляков.

«Здесь я научилась, нет, не просто научилась, а полюбила сортировать мусор. Моя рука автоматически бросает бумагу в отдельный контейнер, пластик – в другой, стекло – в третий. И это не потому, что у них высокая плата за несортированный мусор, и значительно меньше за сортированный, а потому, что здесь так живут все. Поляки умеют тратить деньги, беречь природу, следить за чистотой и порядком. Если у приехавшего иностранца есть хоть немного гражданской совести,  то он тут же включается в их систему», — говорит казахстанка.

О самих людях героиня отзывается с большим уважением, отмечая, что местное население очень спокойное.

«Они не суетливые, у них нет бешеного ритма жизни. Глядя на них, становлюсь такой же. А знаете, почему они такие? Ответ кроется в материальном благополучии людей. Вы не увидите напряженных лиц. В Казахстане же я работала по 16 часов в день за 150 тыс тенге. Платила по счетам, отдавала за обучение дочери в Академии IT-технологий. Не было уверенности в завтрашнем дне, а постоянное тревожное состояние не давало покоя. Чувство уныния являлся чуть ли не постоянным спутником», — сравнивает Алия Ляшенко.

Продуктовая корзина

Продукты в Польше  чуть дешевле, чем в Казахстане, а в некоторых случаях намного дешевле.

«На продукты трачу очень мало. Захожу в магазин, пробегаю взглядом по витринам и вижу, что ценники варьируются в пределах 4-10-15 злотых, дороже только деликатесы. Заметила, что вкус говядины не такой как в Казахстане. Покупала два-три раза, но так и не наелась ею. Здесь очень вкусный и дешевый шоколад», — поведала собеседница.

В городке, что расположен на реке Одра, проводится большая работа, чтобы местные магазины проводили как можно больше акций. При этом государство следит за тем, чтобы не повышалась стоимость на мясо. Делается для того, чтобы воспитать здоровую нацию.

Религия

Католицизм - самая распространенная религия. В Ополе никто никого не притесняет ни по социальному статусу, ни по вероисповеданию.

«Поляки не лезут к тебе с допросами, даже не задерживают взгляд на людях других национальностей, чего нельзя сказать о представителях постсоветского пространства. С такими приходилось жить в общежитии. Вот они готовы влезть в душу, дабы выудить даже самую личную информацию. Поляки очень спокойно относятся к трудовым мигрантам, поскольку они знают, что кадров у них не хватает, а экономику поддерживать нужно», — полагает Алия.

Медицина и не только

По словам собеседницы, услуги врачей в Ополе дорогие.

«Если вы заболели, то будьте готовы выложить за один прием доктора как минимум 100 злотых (11200 тенге). Польские медики не спешат назначать сильные лекарства, дабы не загубить здоровья пациента», – отмечает казахстанка, отмечая, что услуги парикмахера и мастера по маникюру значительно дороже, чем в нашей стране.

Мужская стрижка, к примеру, стоит 80-90 злотых, в тенге это – 8 900-9 900 тенге. Учитывая такую высокую стоимость, парни, особенно мигранты, покупая машинку для волос, подстригаются под «ноль».

Образование

«Образование, которое получают здесь, котируется на всей территории Европы и Америке. Планирую, что как только дочь окончит школу, то будет поступать в один из польских вузов. Тем более, учеба здесь дешевле, чем у нас», — сравнивает она.

Вакцинация

«Я приехала сюда после того, как уже была придумана вакцина.  Не наблюдала никакой паники. В новостных лентах не было и нет тревожной хроники о том, что столько-то заболело, столько-то умерли.  Наоборот, с 17 мая в Польше разрешено ходить на улицах без маски. СИЗы обязательны в закрытых помещениях общего пользования (госучреждения, магазины, музеи и т.д).  90% сотрудников нашего завода не носят маски», — делится информацией о соблюдении карантина Алия Ляшенко.

При этом она подчеркивает, что добровольная бесплатная вакцинация на территории Польши проводится только четырьмя официально признанными препаратами: Pfizer, Moderna, AstraZeneca и Johnson & Johnson.

«Я получила первый компонент вакцины, вторая запланирована на 1 июля. Отмечу, что здесь не признаются вакцины китайского, российского и казахстанского производств», — добавляет астанчанка.

Автотранспорт и одежда

Крупногабаритным машинам поляки предпочитают малолитражки.

«Здесь очень много автомобилей под тип марки Daewoo Matiz. Большие авто тоже есть, но их не так много, как в Казахстане», — проводит аналогию женщина.

Бензин, к слову, в Ополе стоит 5,25 – 5,70 злотых. Это - 589 – 639 тенге.

«Поляки не одеваются вычурно. Вот вроде идет девушка, и с первого взгляда даже не поймешь, то ли она бедная, то ли богатая. Это у нас, в Казахстане, брендовая одежда много что значит. А здесь – нет. Кожаные кроссовки в Ополе стоят так же, как в Нур-Султане. Вообще, качественные вещи они всегда стоят недешево», — считает героиня материала.

Таким образом, собеседница резюмирует, что очень любит родной Казахстан, но хотела бы, чтобы соотечественники начали меняться в лучшую сторону, бережнее относиться к природе, а власти страны заботились о местном населении.