На прошлой неделе казахстанская национальная сборная завершила участие в Олимпиаде, заняв в общем медальном зачете 82-е место. Из более 95 спортсменов с наградами вернулись только восемь человек. При этом все медали бронзовые. За всю историю суверенитета страны это самые провальные выступления. Учитывая неудачные показатели, корреспондент ИА «NewTimes.kz» обратилась с вопросом «Понесет ли кто-нибудь из высокопоставленных чиновников ответственность за попранный на мировой арене имидж республики?» к известным общественным деятелям.
Казахстанский политолог Досым Сатпаев — один из тех, для кого выступление нашей сборной в Токио, — не фоновое событие. Более того, эксперт не понаслышке знает о проблемах отечественной культуры и спорта.
«Помните, в Алматы пытались закрыть три детские музыкальные школы? Я писал об этом. Тогда мы, инициативная группа, требовали, отчуждения детских образовательных учреждений, в том числе спортивных, из списка объектов приватизации. Государство должно поддерживать такие школы, секции, кружки, а не отдавать их в частные руки», — говорит политолог, отмечая, что провал наших спортсменов на Играх отчасти связан с пробелом в отечественном детско-юношеском спорте.
На вопрос о том, как он оценивает роль Минкульта в «достижениях» казахстанских олимпийцев, Сатпаев ответил, что данное ведомство в стране критикуют не первый год.
«Возьмем, к примеру, кинорежиссера Ермека Турсунова, который в течение долгого времени поднимает вопрос о крахе государственной политики в области культуры. А провал наших спортсменов в Токио в очередной раз говорит о том, что сфера спорта в Казахстане, которая вроде как держалась на плаву и даже отличалась всплесками успеха, тоже провалилась. Понятно, что это связано не только с деятельностью нынешнего министра, потому что бомба эта закладывалась в течение многих лет», — считает собеседник.
Одна из причин сложившейся ситуации, предполагает политолог, связана с уничтожением инфраструктуры для развития детско-юношеского спорта.
«Если взять опыт стран, демонстрирующих мощные рывки, увидим, что они создали у себя мощнейший механизм отбора талантливых спортсменов, начиная именно с детско-юношеского спорта. Важную роль играет наличие большого количества секций, в том числе и бесплатных. В Казахстане стали говорить об этом совсем недавно. А ведь наличие секций, особенно в отдаленных районах, когда-то позволило воспитать плеяду выдающихся спортсменов», — продолжает Сатпаев.
На вопрос «Кто-нибудь ответит за громкий нокдаун нашей страны на мировой арене?» политолог ответил следующее.
«Казахстан — страна небедная по сравнению с другими республиками Центральной Азии, но она оказалась чуть ли не последней в рейтинговой таблице. Я не говорю про глобальный список, где нас опережали экономически бедные государства. Когда речь идет о таких громких провалах, кто-то должен нести ответственность, и этот кто-то, как правило, первый руководитель ведомства. Я всегда говорил, что было весьма глупо объединять под одной крышей два министерства — культуры и спорта. Это две разные сферы, требующие разных подходов», — отмечает эксперт.
Он подчеркивает, что каждой отраслью, будь то спорт или культура, должны заниматься профессионалы, хорошие менеджеры и управленцы, которые отлично разбираются во вверенной сфере.
«Не менее важный момент связан с финансированием и контролем данных отраслей жизнедеятельности. Вроде на спорт выделяются неплохие деньги, а почему результаты такие плохие?! Либо вкладываются не в тех, либо по дороге эти деньги пропадают и до адресата доходят в урезанном виде, либо система отбора и подготовки кадров построена неэффективно, или у нас слабый тренерский состав», — резюмирует политолог.
Кстати, о деньгах… Как считают экономисты Марат Абдурахманов и Арман Байганов, государственный бюджет должен быть максимально прозрачным для общественности, чтобы минимизировать коррупционные риски.
«В принципе, неважно, о какой отрасли мы говорим. Имеет значение другое — максимальное целевое использование средств. А относительно провальной Олимпиады скажу, что это результат того, что туда не взяли молодых и талантливых ребят. Вот и итог — восемь бронзовых медалей, тогда как раньше брали хоть одну, но золотую награду», — говорит Марат Абдурахманов.
По словам Армана Байганова, во главе ведомства, занимающегося спортом, должен стоять тот, кто владеет азами и не понаслышке знает, чем занимается его структура.
«Министерством руководит человек, разбирающийся в культуре, но не в спорте. Очевидно, она ставит во главу угла ту сферу, что ей ближе по специализации», — поделился мнением экономист.
Понесет ли кто-нибудь реальную ответственность за слабое выступление нашей сборной? Разделят ли Минкульт на два министерства? Эти вопросы пока остаются открытыми.