Услуги, предоставляемые государством в рамках обязательного медицинского страхования, не удовлетворяют астанчан. Ежедневно в интернет-пабликах возникают новые жалобы и возмущения. Люди делятся своими грустными историями о том, что им пришлось пережить, чтобы попасть к врачу, или вовсе вынуждено отказаться от этой идеи. Всех мучает вопрос – почему так сложно попасть на прием к узким специалистам и на дополнительные медобследования: УЗИ, МРТ, КТ и другое. Как выяснилось, для того, чтобы получить положенный в рамках законодательства объем медуслуг, необходимо пройти настоящий квест. Подробнее - в материале корреспондента ИА «NewTimes.kz» Миры Биляловой.
Заболел простудой – не вышел на работу. Куда обращаться за помощью и как открыть больничный лист? С этой проблемой казахстанцы остаются наедине с собой. Попасть на прием к терапевту в поликлинике можно только по записи. Но это, по словам астанчан, не единственная проблема. Вспользоваться другими медуслугами в рамках ОСМС еще сложнее. Путь к узким специалистам лежит через участкового терапевта, только с его направлением пациента направляют к заветному врачу. После, если повезет, на дополнительное обследование.
«Я решил обратиться к неврологу, но мне сказали, что сначала нужно идти к участковому терапевту. К нему я ждал запись 10 дней. После она направила меня к узкому специалисту, к которому запись на прием заняла около полутора месяца. Специалист принял, так как она не может установить диагноз, то направила на МРТ. Его ждать еще больше месяца. К этому времени у меня уже все прошло. Здоровье восстановилось. Я думал, что, если плачу деньги в ОСМС, фактически сопоставимые с частными страховками, то получу такой же сервис, а на самом деле – дважды были эпизоды, когда потерял пару месяцев, но так и не получил помощь. В частных страховых компаниях ты тратишь около 15 минут. Врач тебя принял, сразу направил куда нужно, пошел в аптеку, там определенная сумма, взял лекарства и так далее. Я просто удивляюсь, почему частники могут все это организовать, а в государственных не могут этого сделать. Работодатели или здоровье человека не может ждать 45 дней», — говорит общественный активист, блогер Самат Искаков.
Но после обращения в поликлинику и получения направления к специалисту в другую медорганизацию вскрылась новая проблема. Решить ее уже никто не в силах, отмечает блогер.
«В этом году я узнал такую ужасную вещь – то, что медицинские карты Минздрав решил упразднить. Это решение было принято несколько лет назад. Считалось, что вместо них все это будет в электронных данных. Но как я понял, статисты, которые переносили эти данные с медкарт, они фактически этого не сделали и какие-то скудные данные ввели. Это очень серьезная проблема. Я думаю, что большинство казахстанцев не знают о каких-либо противопоказаниях, что у него аллергия на какой-то препарат, тем более, сами знаете какой почерк у врачей. Врач открывает досье пациента, а данных нет. Умные люди на тот момент забрали свои бумажные карты. К сожалению, я свою не забрал, поэтому не знаю теперь, что делать. Все мои данные утеряны. Каждый раз, когда приходишь на прием, в архиве ничего нет. Получается, я сам должен вспомнить, а это сделать нереально. Начинать приходится все с чистого листа. К слову, я в прошлом году перенес КВИ. Мне сказали, что коронавирус ужасен, будет даже реабилитация. Я пошел к терапевту, которая стращала меня последствиями и говорю: «можно получить реабилитацию, ОСМС будет это оплачивать?». Она ответила, что не положено. Вот и все! Я надеялся, что на этот раз получу что –то в рамках ОСМС. Но ничего нет! Я наверно в следующем году вновь буду брать частную страховку», — делится мужчина.
«Сейчас хоть и внедрили медицинское страхование, по-моему, от него пользы никакой нет. Все также ждем, даже если запишемся на прием. И по записи не можем попасть. Оплачиваем − не оплачиваем. Все равно идем за платными услугами. Тяжело. Медстрахование – это просто в теории, на практике оно не существует», — говорит астанчанка.