Частные детсады, закрытие вузов, трехсменка: Что произошло с образованием в Казахстане за годы независимости?

К 2025 году дефицит мест в казахстанских школах может достичь одного миллиона. Уже сейчас в учебных учреждениях страны не хватает парт, учебников и учителей для 225 тыс детей. Как же так случилось, что за годы независимости количество школ в Казахстане не выросло, а, наоборот, сократилось? Почему закрываются отечественные вузы и колледжи? Как растущая демография вызвала бум на дошкольные организации и детские центры?  Журналист ИА «NewTimes.kz» проанализировала эти данные и собрала в единую инфографику. 

Фото: ИА «NewTimes.kz»

В условиях экономического коллапса первых лет независимости Казахстана с системой дошкольного, среднего и высшего образования произошло множество изменений. Во-первых, появились частные детские сады и центры, школы, колледжи и университеты. Их бум пришелся на 2000-е и 2010-е годы, однако количество частных образовательных учреждений все еще не покрывает демографические потребности страны.

Особенно остро эта проблема видна в системе дошкольных организаций. За 30 лет независимости государству не удалось охватить образованием всех детей в возрасте от 2 до 6 лет. Наибольшая очередность детей от 2 до 6 лет наблюдается в Алматинской, Туркестанской, Мангистауской областях, Алматы и Шымкенте.

А ведь по закону PK «Об образовании» дошкольные услуги в республике предоставляются детям от одного года до 6-7 лет. Причем предусмотрены и государственные гарантии на получение обязательного бесплатного предшкольного образования. Однако место в государственном детском саду гарантировано, к сожалению, не всем.

Родители записываются в очередь в садик сразу после рождения ребенка. Однако значительная часть очередников своей очереди так и не дождется, пойдя в начальную школу. Большой процент молодых казахстанских семей откладывает рождение детей или ограничивается одним ребенком именно из-за нехватки мест в детских садах. Ведь позволить себе дорогостоящие частные сады и центры могут немногие.

Чтобы решить эту проблему, в МОН РК приступили к модернизации отечественной системы образования.

«К 2025 году охват детей 2-6 лет достигнет 95%. Для этого мы дальше будем развивать сеть частных детских садов. Планируется внедрение ваучерного финансирования и альтернативных форм организаций дошкольного воспитания», — пообещал министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. 

Но строительство новых детских садов — это модернизация дошкольного образования в полруки. Ведь проблема кадровой наполняемости дошкольных учреждений никуда не делась.

Нехватка воспитателей, их помощников и нянь объясняется просто — низкая заработная плата. Отсюда берется и низкая квалификация работников, которые потом бьют детей, а мы наблюдаем за скандальными новостями в соцсетях и СМИ. 

При этом руководители детсадов, может, и хотели бы направлять больше средств на финансирование зарплаты своих сотрудников. Вот только откуда их брать? Единственно возможным путем получения дополнительных денег остается оказание платных услуг, стоимость которых ложится на плечи все тех же родителей.

«Дошкольные организации независимо от видов и формы собственности могут оказывать платные дополнительные образовательные и оздоровительные услуги по желанию родителей (изучение языков, изодеятельность, услуги логопеда, плавание, хореография, занятия по интересам детей — шашки, шахматы и другие)», — считают в МОН РК.

Низкое финансирование самих дошкольных учреждений — все еще проблема номер один. Именно поэтому в государственных детских садах не хватает музыкальных, спортивных залов, бассейнов, кабинетов для занятий с логопедом, библиотек. 

Не лучше обстоят дела и со средним образованием в стране. «В тесноте, да и в обиде» — вот главный слоган казахстанских школ.

Несмотря на обещания чиновников, доля учебных заведений с трехсменным форматом обучения в 2020-2021 году, наоборот, выросла. И дети в 147 школах вынуждены грызть гранит науки по очереди из трех смен. 

«На сегодня нормой считается, когда в классе находятся 25 человек в городских школах, обучение проводится в две смены. Когда в классе находятся 30-40 человек, конечно, это неправильно, но мы сегодня понимаем, что в стране остались школы, которые занимаются в трехсменном режиме. Это 134 школы. Кроме того, 34 школы находятся в аварийном состоянии», — заявила в марте 2021 года вице-министр образования и науки Казахстана Шолпан Каринова.

Такое положения дел сильно сказывается на успеваемости казахстанских школьников и качестве самых знаний. Зачастую родители жалуются, что у детей снижается способность усваивать учебный материал и полноценно посещать секции и кружки.

По этим же причинам взрослые вынуждены тратить деньги из семейного бюджета на дополнительное образование для своих чад. Если в 2020 году количество казахстанских родителей, оплачивающих услуги репетиторов, составило 94% респондентов, то в этом году этот показатель составил 95%.

При этом 18,2% опрошенных тратит в месяц от 10 до 30 тыс тенге на ребенка, 26,6% респондентов — от 35 до 50 тыс тенге, и практически половина родителей (50%) тратит от 55 и более тыс тенге на одного ребенка.

«Если казахстанские родители только городских школьников тратят на одного ребенка всего лишь 10 тыс тенге в месяц, то минимальная сумма таких затрат в год составит 216 млрд тенге! В реальности эта цифра гораздо больше.

Помимо девальвации, инфляции и общего роста цен, заставляющих большинство казахстанских родителей меньше тратить на себя — продукты, одежда, недвижимость, авто, не говоря уже про развлечения, еще одной причиной обеднения становится некачественное школьное образование», — отмечает эксперт и член ОЮЛ «Ассоциация учреждений частного образования» Нуркен Халыкберген.

Решить проблему «резиновых» классов в правительстве обещают который год. Сейчас чиновники из МОН РК утверждают, что окончательно откажутся от «трехсменки» в ближайшие три года, причем за счет частных инвесторов. 

«Для сокращения дефицита перехода к одно-двусменным школам к 2025 году запланировано строительство 1000 школ. В результате ожидается ликвидация трехсменных и сокращение доли аварийных школ. К 2025 году будет модернизировано 5 тыс школ в малых городах, районных центрах, селах», — заявил глава МОН Асхат Аймагамбетов.

Единственное, что профильному министерству удается изменить в отечественной системе образования на 100%, — это сокращение низкокачественных колледжей и университетов. Вот уже два года подряд МОН РК отзывает лицензии у тех учебных заведений, которые продемонстрировали низкое качество подготовки специалистов.

В результате этой работы за последние два года 97 тыс студентов были переведены из ненадежных учебных заведений в те, где преподают лучше. Закрылись 24 колледжа и 14 университетов, и это, судя по всему, не предел. В ведомстве всерьез намерены взяться за вузы, которые пооткрывались за годы независимости и теперь штампуют дипломы. Такая же судьба ждет и отечественные колледжи.