Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вновь высказал непопулярное в народе решение о строительстве АЭС. Несмотря на недовольство и критику, становится все более очевидным, что атомная электростанция могла бы решить проблему будущего энергодефицита стране. О рисках и выгодах такого строительства, а также неэффективности «зеленой энергетики» журналисту ИА «NewTimes.kz» рассказал эксперт и политический деятель Петр Своик.
На вчерашнем заседании правительства президент ясно выразил недовольство по поводу регулярных перебоев в работе системы энергоснабжения. Энергодефицит в стране становится все более актуальным, а решения этой проблемы все не видать.
«Я не понимаю, почему ответственные лица дипломатично уходят от ответов на вопросы о строительстве АЭС. А ведь нужно прямо сказать: без чистой атомной энергии мы потеряем всю экономику, не говоря уже об инвестициях. Утратим региональное лидерство. Нам позарез нужна чистая атомная электроэнергия. Нельзя идти на поводу у популистов, которые не разбираются в экономических реалиях», — заявил Касым-Жомарт Токаев.
И, действительно, пока народ запускает петиции против строительства АЭС, жители южного Казахстана переживают регулярное отключение электроэнергии из-за аварий в соседних странах. Блэкауты будут случаться и дальше, покуда мы зависим от качества работы энергосистем сопредельных государств.
Несмотря на эти факты, атомная энергетика в Казахстане встречает жесточайшее сопротивление. Многие эксперты и активисты считают, что альтернативой АЭС могла бы стать возобновляемая «зеленая энергетика» — солнечные панели, ветряные или гидроэлектростанции. Известный публицист и политический деятель Казахстана Петр Своик спешит развеять эти надежды.
«Где-то перед новым годом KEGOC презентовал выполненную работу по поручению президента Касым-Жомарта Токаева. Она называется «Энергетический баланс Казахстана до 2035 года». Там посчитан и «зеленый» вариант, и атомный. Давайте возьмем цифры оттуда.
«Зеленый» вариант с возобновляемой энергетикой стоит 42 млрд долларов до конца 2035 года. И это не просто цифры из статьи. Группа ответственных специалистов посчитала, какие деньги и на какие мощности нам необходимы. Сколько малых ГЭС, сколько солнечных и ветряных электростанций нужно построить Казахстану. Причем в нем точно не подсчитаны многие вещи, которые нужно добавить туда дополнительно.
Например, мы решим сделать упор на солнечные панели. Ну а когда солнце у нас светит? Оно жарит где-то с 12 до 4 часов дня. А когда в энергосистеме начинается самый большой пик? Примерно с семи часов вечера. А почему именно с семи? А потому что солнышко у нас в это время зашло.
То есть пик в энергосистеме начинается именно тогда, когда выключается вся солнечная энергия. Следовательно, помимо этих панелей, мы должны сделать так называемые накопители. Они добавляют стоимости к самым солнечным панелям. Ну и по ветровым примерно такая же ситуация.
Теперь переходим к нашим казахстанским реалиям. На дворе 9 февраля, и до конца месяца еще будет парочка буранов. Это фирменное дело в Казахстане — февральские бураны, они охватывают примерно половину страны. Солнца в это время не будет примерно неделю, и никакие накопители ты уже не сделаешь.
Поэтому надо учитывать, что в наших местных реалиях солнечных мощностей не будет в течение недели. Всего лишь неделя в году, а остальное время вроде ничего. А вы представьте себе, как целую неделю жить без электричества? Особенно зимой.
Солнечные панели на это время мы выключаем полностью. Ветровые вычеркиваем наполовину, а может быть, и вычеркиваем все. Это уже расписано и просчитано в балансе экспертов, каждый мегаватт.
Например, ветряных электростанций по «зеленому» варианту нужно построить на 7 тыс мегаватт. Чтобы вы понимали, в Экибастузской ГЭС всего 3,5 тыс мегаватт. Это самая большая и мощная электростанция страны. А «ветряков», получается, нужно построить столько, сколько дает две экибастузские электростанции», — подчеркивает эксперт.
По словам экономиста, «зеленый» вариант по рассчитанному балансу выходит намного дороже атомного, а значит, электроэнергия будет только дорожать. И учитывая все вышеперечисленные факты, эту цифру смело можно умножать на два.
«Что же с атомным вариантом? Тут надо понимать, что это не только энергетика, не только экономика, а еще и геополитика. Причем геополитики там даже больше. Поэтому в разговорах о строительстве АЭС актуальнее всего вопрос о ее финансировании и о том, как это отразится на политике.
К примеру, Росатом строит для Эрдогана в Турции вот такую электростанцию. Это будет первая в мире российская электростанция на турецкой территории. Конечно же, на ней будут работать граждане Турции, сейчас молодые турки учатся в Москве, в общем, готовится персонал. Но это будет российская электростанция на их деньги.
А почему Россия решила строить? Потому что у нее есть контракт с Эрдоганом о том, что турецкая сторона будет закупать 70% всей выработки. В переводе на нашу валюту это будет стоить в районе 60 тенге за киловатт-час. Наверное, можно строить такую электростанцию за такой тариф.
Вопрос вот в чем: а за сколько Росатом у себя в России продает, по какой цене отпускает? В районе 14 тенге киловатт-час. Это подороже, чем от угольных станций. Но все равно, что такое 14 тенге за киловатт-час?
То есть для своих цены могут быть самыми разными. И самый ключевой вопрос для Казахстана касательно АЭС: с кем и на каких условиях мы договоримся?» — считает Своик.
По его словам, казахстанцам пора избавиться от розовых фантазий о дешевых солнечных панелях и дешевой электроэнергии.
«Нужно просто элементарно посчитать, что и сколько нам нужно для того, чтобы «зеленая энергетика» работала. В итоге становится очевидным, что она выходит намного дороже атомной. Проблема в том, что люди просто не знают и одной десятой той объективной технической информации, которая связана с этим вопросом.
Поймите, если государство не начнет строить АЭС, причем самым срочным образом, то мы в ближайшие несколько лет начнем «кувыркаться» в электроснабжении. Блэкауты будут все чаще и чаще.
Во-вторых, тарифы поползут вверх, и очень быстро. Потому что уже сейчас мы тащим из России порядка 1,5 тыс мегаватт. То есть одну треть Экибастузской ГЭС мы покупаем у ближайших соседей. Россия нам, конечно, будет и дальше продавать. Попросим в два раза больше — дадут, в десять раз больше — дадут без проблем. Потому что Россия — единственная страна бывшего Советского Союза с профицитом энергии, у них очень большой запас. У всех остальных — дефицит. И они с удовольствием будут продавать по высоким ценам.
Поэтому у Казахстана не так уж и много вариантов выбора: либо мы будем все больше попадать в отключение, либо с электричеством у нас все будет в порядке, но мы будем все больше и больше закупать у ближайших соседей и все больше садиться на российский провод.
А через какое-то время мы обнаружим, что стали энергетической провинцией не только по отношению к России, но и Узбекистану. Потому что они уже приняли решение о строительстве АЭС. И могут построить даже раньше нас, став энергетическим центром всей Центральной Азии. Узбекистан будет диктовать правила игры, получая больший доход. А на нас будут поглядывать как на аутсайдеров, раздавая советы и энергию», — резюмирует эксперт.