Нуйлоп Нупис — это артистический псевдоним поэта и сценариста Нурлана Султанбаева. Он написал сценарий к мультфильму Казахтелефильма «Мудрость бедной девушки», публиковался в журнале «Арай», газетах «Экспресс К», «Стайлинг», «НП» и др. Автор ИА «NewTimes.kz» и сестра Нурлана Зитта Султанбаева пишет, что ее семья 17 апреля ежегодно отмечает «день его отлета на небеса». Поэт и переводчик Игорь Полуяхтов, написавший предисловие к книге его произведений «С... тихо, творения!» называл поэта казахским Рэмбо. Он же для себя придумывал разные имена, как бы пытаясь расширить рамки отпущенного ему времени: Ланхар, Измаил, Ицхак, Нюруа сюр Трамваев, Васимур, Индуйя Лан, Нуйлоп Нупис.
Все свои произведения, вошедшие в сборник «C… тихо, творения!», Нупис написал в сценарной мастерской при киностудии «Казахфильм», которую он посещал в 1987-88 годы в родной Алма-Ате, а также во ВГИКе.
Нурлан на каждое еженедельное занятие приносил свою новую работу, будь то эссе, новелла или рассказ. Причем всегда находил оригинальную точку зрения или взгляд на заданную тему, раскрывая ее с неожиданной стороны. Он обладал безупречным чувством слова и стиля, образностью мышления и «пространственным, ориентированным на киноискусство языком».
КАЛЕНДАРЬ
Из Москвы он приехал досрочно. Практически по моему вызову. Я зашивалась с дипломом и, придумав 12 композиций для поэтического календаря, ждала его, чтобы он сочинил к ним стихи. Звонок в дверь раздался на рассвете. Мы увидели его сидевшим, как всегда, на корточках, раскинувшим выпластанные из-под мышек крылья костылей.
ЕГО ТАЙНА
Он вспоминал, закатываясь смехом, что отвечал однокурсникам, когда они спрашивали о его болезни. Он говорил, что она, т. е. болезнь, есть следствие вырождения очень древнего джунгарского рода, изучением которой занимался сам Лотман. И что нас, наследников этого рода, в Алма-Ате осталось только трое.
МОТЫЛЬКИ
Приближалась очередная сессия, а он влюбился и не хотел ехать в Москву. Но, кроме сессии, в этот город нас толкало направление на кафедру неврологии к академику Бадаляну в поисках какого-то лечения, поскольку болезнь на месте не стояла, и это было роковым толчком к тому, что мы оказались глухи к его пронзительному предчувствию. Мы были похожи на мотыльков, летящих на яркий, но обманчивый свет…
ЛЮСЯ
Следующая его поездка стоила ему жизни. Он снова влюбился, на этот раз в Люсю. Он просто не мог жить без этого состояния влюбленности. Оба они были самыми талантливыми на курсе. Он написал новеллу «Ключ», в ней уже чувствовался финал, какая-то такая интонация, которой никто не услышал. Произошел конфликт, он написал Ежову стихотворение, которое хотел публично зачитать, но Люся воспротивилась. Одно наслаивалось на другое, и все это трудно вместить в слова. Он говорил, что он гений, что он посланник Божий и призван биться на земле за добро. К тому времени, когда его скрутила болезнь, все разъехались по домам, в том числе и Люся, испуганная неистовствующим его состоянием. У него начались признаки интоксикации, какие-то страшные боли, которых раньше никогда не было. А я ждала его в клинике, не зная о происходящем…
Когда мы приехали за ним в морг, когда надели на него черную рубашку и брюки, не надев на шею лишь оберег, который был уничтожен по его просьбе отцом, когда помогавшие папе Даур, Ермек, Боря и Тимур вытащили его под хмурое московское небо, к которому было обращено его лицо, передернутое ироничной усмешкой, когда после молчания попытались закрыть крышку гроба, то дух его, бунтуя, проявил себя вновь. Крышка не закрывалась, ведь ноги его в коленях совсем не разгибались. И хотя все же крышку они закрыли, я поняла, что теперь он никогда не умрет.
…Мне снится сон, который я вижу наяву. Будто он жив, жив, жив и иногда, слетая с черного неба, садится на тонкий краешек балконного перила, мерцая синими звездами, запутавшимися в его волосах, молча рассказывает мне о том, чего я не знаю.
О НУРКЕ
— Я встречал немного людей в своей жизни, у которых можно было чему-то поучиться. Среди них был юный Нурлан. У него было столько сил, страсти и желания творить свое искусство, которому не каждый способен был служить столь преданно и страстно, как он.
Без преувеличения можно сказать, что он был для нас образцом. И вряд ли кто мог бы его забыть из тех, кто его видел и кто слушал его.
Его произведения были достаточно загадочны. В каком-то смысле они оказались вне времени. Они остаются актуальными сейчас и продолжают хранить его тайну. Это, конечно, удивительный человек, поэт, драматург, художник и товарищ. Общение с ним — это незабываемые вечера в сценарке, часы у него дома, минуты на улицах и лестницах киностудии и ВГИКа, полные тайных смыслов и прозрений. Я помню...
Газиз Насыров, кинодраматург и режиссер:
— Но если раньше его зеркало было целым и в нем отражалась целостная картина мира («Дерево», «Мышь и мышеловка», «Муравьи», «Погребок»), то после 1986 (этот год унес от нас нашу любимую маму Гаухар), оно словно треснуло. И его «отражения» стали сюррными и абсурдными («Глазок», «Инферналес» и, наконец, «Дикое желание расхохотаться в колодец»).
Учась во ВГИКе (1988-1990) в мастерской знаменитого кинодраматурга Валентина Ежова, он был у него на счету одним из лучших студентов на потоке-1988-1989.
А в жизни это был совсем еще ребенок, мальчик, юноша, с удивительным лицом, на котором, казалось, отдельно существовали его черные, испепеляющие глаза библейского пророка.
Я позже всех пришел в нашу знаменитую сценарную мастерскую, где-то в декабре, а они уже занимались два месяца. И я впервые увидел Нурлана на занятиях по кинодраматургии, и впечатление было неожиданное, потому что когда ему было 17 лет, то выглядел он еще моложе — лет на четырнадцать. И я подумал: что это за мальчик и что он тут делает? Неужели и он мечтает быть киношником? Как это так? И он был скромным первое время… и немного говорил. Но когда мы начали читать свои работы и он прочел свою, я тогда поразился неординарному мышлению, его богатейшей фантазии, трудно сравнимой с кем-то. У него был свой стиль, чем-то перекликавшийся с Кортасаром, с Кафкой, может быть, что-то такое невероятное! В последний раз мы виделись с Нурланом весной 1990-го года. Он был радостным. Весь светился от счастья. Позже я узнал, что у него была очень большая любовь. Когда Нурлан нас встретил в институте, он приглашал нас в гости на Будайку в общежитие. И мы уже собирались в воскресенье прийти, но случилось то, что случилось…
Но вот этот образ веселого и вдохновленного Нурлана я всегда буду помнить.
Ермек Мамбетов, кинооператор:
Господи! Спасибо тебе!
Ты хорошенько трахнул меня
По башке. Свет Твой
Входит в меня и выходит
Из меня совершенно свободно,
Не задевая внутренних органов,
И поэтому кишка моя осторожно
Вылезет из меня и три раза
Обернет земной шар.
4 апреля, 1990 г.
Зитта Султанбаева
сестра, художник,
поэт, арт-журналист и общественный деятель