Защитят ли казахстанцев советские вакцины от разбушевавшейся обезьяньей оспы?

Эстафету устрашающих болезней вслед за коронавирусом в 2022 году принял вирус оспы обезьян. Диагноз не столь смертельный, как ковид, но весьма неприятный и редко выходящий за пределы стран-эндемиков. Теперь же инфекцию выявляют по всей Европе — в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Швеции, Бельгии и других странах. Редкую болезнь также нашли в США, Канаде и даже Австралии.

Ждать ли эпидемию обезьяньей оспы в Казахстане, чем она опасна и защитят ли нас от болезни советские вакцины, разбиралась журналист ИА «NewTimes.kz».

Фото: iStock.com

Откуда появился вирус?

Несмотря на свое название, винить в распространении обезьяньей оспы нужно не только приматов, но и некоторых грызунов. В Африке эта инфекция обнаружена у многих видов животных, таких как полосатые белки, древесные белки, гамбийские крысы, полосатые мыши, селевинии и приматы.

«Естественная история вируса остается неясной, для этого нужны дальнейшие исследования. Полагают, что в США вирус был передан от африканских животных некоторым чувствительным к нему неафриканским видам животных (таким как луговая собачка) в результате проживания этих животных на общей территории», — сообщается на сайте ВОЗ.

Сама по себе оспа обезьян является редким вирусным зоонозным заболеванием, которое встречается в основном в отдаленных районах Центральной и Западной Африки, расположенных рядом с влажными тропическими лесами. То есть вирус передается человеку от диких животных. Его вторичное распространение путем передачи от человека человеку носит ограниченный характер.

Фото: novos.mk.ru

Оспа обезьян среди людей была впервые выявлена в 1970 году в Демократической Республике Конго в районе, где натуральная оспа была ликвидирована в 1968 году.

С тех пор случаи заражения человека оспой обезьян были зарегистрированы в 10 странах Африки: Демократической Республике Конго, Республике Конго, Камеруне, Центральноафриканской Республике, Нигерии, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Сьерра-Леоне, Габоне и Южном Судане.

А весной 2003 года были зарегистрированы подтвержденные случаи заражения оспой обезьян в США. Это стало первым зарегистрированным случаем появления этой болезни за пределами Африканского континента.

Что важно знать о болезни?

«Оспа обезьян — это достаточно редкое вирусное зоонозное заболевание. То есть передается нам от животных. А вот от человека к человеку болезнь переходит не так просто, поэтому не могу сказать, что миру грозит массовое заражение или новая пандемия», — отмечает врач-иммунолог Айгуль Ахметова.

Не сравнится обезьянья оспа и с летальностью уже «устаревшего» коронавируса.

«Симптомы схожи с жалобами пациентов, переболевших натуральной оспой, однако менее серьезны. Могу сказать, что в целом болезнь протекает сравнительно мягко, выздоровление происходит в течение нескольких недель.

Тяжелые случаи заболевания чаще всего происходят среди детей и связаны со степенью воздействия вируса, состоянием здоровья пациента и тяжестью осложнений. А летальность варьируется в широких пределах в зависимости от эпидемии, но в документально зарегистрированных случаях составляла менее 10%.

Большинство случаев смерти происходит среди детей раннего возраста. В целом младшие возрастные группы могут быть более чувствительными к заболеванию», — рассказывает медик.

Первые симптомы болезни — это жар, лихорадка, головная боль, отеки, мышечные боли, боли в спине, увеличение лимфатических узлов и общая усталость. Затем появляется сыпь, часто начинающаяся на лице, затем распространяющаяся на другие части тела, включая половые органы. Сыпь может вызывать очень сильный зуд, превращаться в струпья, которые позже отпадают.

Фото: © CDC/Brian W.J. Mahy/Handout via REUTERS

«Инкубационный период оспы обезьян обычно составляет от 6 до 16 дней, но может колебаться в диапазоне от 5 до 21 дня. Не нужно за это время самостоятельно ставить себе диагноз и паниковать. Для этого существуют врачи и лабораторная диагностика в специализированных учреждениях. Требуется выполнить целый ряд специфических тестов по обнаружению вируса, прежде чем бить тревогу», — отмечает Ахметова.

При первых же подозрениях на болезнь врач советует зафиксировать дату, когда поднялась температура или появилась сыпь, а затем обратиться к медикам.

«Еще раз подчеркну, что в первую очередь вирус передается через животных, а уже потом от человека к человеку. И только при длительном, тесном контакте, например, когда члены одной семьи долгое время пользуются общими бытовыми предметами с больным.

Передача инфекции происходит преимущественно воздушно-капельным путем при длительном личном контакте. Но у ученых и врачей нет фактических данных о том, что одной лишь передачи инфекции от человека к человеку достаточно для поддержания инфекции оспы обезьян в популяции людей.

Конечно, нужно избегать тесных физических контактов с людьми, инфицированными оспой обезьян. При уходе за больными людьми необходимо надевать перчатки и использовать средства защиты. После ухода за больными людьми или после посещений таких людей необходимо регулярно мыть руки. Больных рекомендуется изолировать либо на дому, либо в лечебном учреждении», — добавляет медик.

Получается, что наибольшую опасность нам несут именно животные, а не люди. Инфицирование происходит в результате прямого контакта с кровью, биологическими жидкостями, а также пораженной кожей или слизистой инфицированных животных.

Еще одним возможным факторов риска является употребление в пищу мяса инфицированных животных без надлежащей термической обработки.

А спасет ли нас вакцина?

Специфические виды лечения или вакцины от оспы обезьян отсутствуют, однако вспышки этого заболевания поддаются контролю. Эффективность вакцинации против натуральной оспы для профилактики оспы обезьян в прошлом достигала 85%, однако после полной ликвидации натуральной оспы во всем мире эта вакцина более не доступна для основной части населения.

Тем не менее наличие вакцинации от натуральной оспы в прошлом может способствовать менее тяжелому течению заболевания.

«Проблема заключается в том, что в 1980 году было объявлено о ликвидации вируса натуральной оспы. Люди, родившиеся до того времени, уже получили от нее вакцину и частично защищены от обезьяньей оспы в силу перекрестного иммунитета. Эти два вируса схожи, поэтому иммунный ответ должен быть эффективным.

Хотя, опять же, прошло уже более сорока лет, и насколько сильная защита у привитых — большой вопрос. Для этого нужны дополнительные исследования, и о вакцинации говорить, конечно, рано», — считает иммунолог.

Получается, что из-за прекращения кампания вакцинации против натуральной оспы в группе риска оказались люди младше 40-50 лет, не получившие прививки. Как же им защититься от болезни?

«Во время вспышек оспы обезьян тесный контакт с другими пациентами является самым значительным фактором риска инфицирования вирусом оспы обезьян. При отсутствии специального лечения и вакцины единственным способом уменьшения числа инфекций среди людей является повышение осведомленности в отношении факторов риска и просвещение населения в отношении мер, которые могут быть приняты для ограничения контактов с вирусом.

Для борьбы со вспышками важнейшее значение имеют меры эпиднадзора и оперативное выявление новых случаев заболевания», — говорится в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения.

Позиция казахстанского Минздрава

В Казахстане проводится эпидемиологический надзор и мониторинг за любыми завозными инфекционными заболеваниями, заверила вице-министр здравоохранения Айжан Есмагамбетова.

«Мы понимаем, что сейчас, когда отменены практически все ограничения и возобновлено авиасообщение, риск завоза сохраняется. У нас усилена работа карантинных пунктов в аэропортах, проводится бесконтактная термометрия прибывающих зарубежными рейсами.

Хотя у нас нет прямых рейсов со странами Африки, но у нас практически со многими европейскими странами есть авиасообщение, в первую очередь мы уделяем внимание прибывающим из стран, в которых регистрируется оспа обезьян», — пояснила вице-министр в интервью для Tengrinews.kz.

Чиновница подчеркнула, что казахстанский Минздрав имеет очень хороший опыт борьбы с вирусом.

«Отработаны все механизмы перепрофилизации, госпитализации, подготовки кадров. На сегодня инфекционных стационаров (их коечная мощность порядка 3,5 тысячи коек) вполне достаточно. Пока нет никаких данных о таком развитии событий. Тем не менее готовность должна быть, и на примере COVID-19 у нас все эти механизмы отработаны», — заверяет Есмагамбетова.

Инфекция, по ее словам, появилась давно, но ни разу не имела пандемического характера и не приводила к быстрому распространению. Пока у оспы обезьян пандемического потенциала нет.