Все вы наверняка видели одноразовые бритвенные станки Gillette, отличающиеся друг от друга только цветом: синие предназначены для мужчин, а розовые — для женщин. Никаких других характеристик у бритвы нет, однако за одинаковый товар покупательница заплатит больше. Вот эта разница в цене за женские вещи и называется «налогом на розовое». Предметы личной гигиены, косметика, одежда и даже лекарства обходятся дороже, чем аналогичные вещи для мужчин или даже унисекс. Откуда взялась такая несправедливость и действительно ли казахстанки тратят больше, разбиралась журналистка ИА «NewTimes.kz».
Почему розовый?
Термин «налог на розовое» возник благодаря глупым гендерным стереотипам. Большинство крупных корпораций, ритейлеров и брендов уверены в том, что товары для женщин и девочек обязательно должны ассоциироваться с розовым цветом.
Им на руку рекламные кампании маркетологов и мерчендайзеров, поделивших мир на «синее» и «розовое». А благодаря борьбе феминисток с феноменом гендерного различия цены и появился термин Pink Tax.
Впервые масштабное исследование «налога на розовое» проводилось еще в 1994 году в США. Ученые выяснили, что женщины тратят на 1351 доллара больше на услуги и товары, на которые распространяется так называемое гендерное ценообразование. И это с учетом того, что практически во всем мире заработная плата мужчин значительно выше, чем женщин.
Разница существенная: целых 7% за игрушки и аксессуары, на 4% больше за детскую одежду, на 8% больше за одежду для взрослых, на 13% за продукты ухода за собой.
Похожие исследования, приведшие примерно к тем же результатам, проводились после этого и в других странах, включая Францию, Великобританию, Канаду и Австралию.
И на первый взгляд кажется, что ничего катастрофического в этих фактах и цифрах нет. Однако если подумать о том, сколько раз в течение жизни нам приходится покупать продукты или товары с гендерной наценкой, становится обидно.
За что мы платим больше?
«Налог на розовое» сопровождает женщин практически всю жизнь. Разница на ценниках проявляется в одежде, игрушках и подгузниках для девочек. Затем компании зарабатывают миллиарды на женских предметах гигиены и косметике. К примеру, розовая бутылка геля для душа с этикеткой в стиле «для настоящих богинь» будет стоить на порядок дороже, чем аналогичное количество мужского геля с одинаковым составом.
Более того, маркетологи не грешат продуктами для мужчин в стиле «12 свойств в 1». В одном маленьком бутыльке собраны шампунь и бальзам для волос, крем для тела, тоник, скраб и далее по списку. Тогда как для женщин выпускают узконаправленные товары для волос, лица, тела, ногтей, кутикул и тонкой кожи под глазами.
Сами женщины, как показывают исследования, готовы платить больше и порой намеренно выбирают более дорогой товар. Объясняется это в том числе психологическими факторами, так как товар, который воспринимается как «сделанный специально для женщин», более ценен, чем обычный, ничем не выделяющийся.
А что в Казахстане?
Отдельных исследований по «женским» наценкам в нашей стране нет. Промониторив сайты крупных магазинов, сложно сделать однозначный вывод. Некоторые бритвы или гели для умывания действительно стоят дороже, чем мужские. Но есть и некоторые товары, за которые покупатели платят больше.
Но если говорить о косметике, уходовых товарах и услугах, то быть женщиной в нашей стране действительно непросто. Казахстанки тратятся больше, просто потому что покупают больше. Они считаются «лучшими клиентам», так как «любят разнообразие» и больше обращают внимания на качество.
Между тем женщины в Казахстане зарабатывают в среднем на 25% меньше, чем мужчины. А по данным ООН, разрыв заработных плат составляет в среднем 16% по миру.