14 июля на экраны отечественных кинотеатров должен был выйти нашумевший диснеевский мультфильм «Базз Лайтер». Однако секундная сцена ЛГБТ-поцелуя вызвала столько недовольства у зрителей, что казахстанский Минкульт решил отозвать картину из проката. Ликованию консервативных граждан во главе с известным продюсером и актером Нуртасом Адамбаем не было предела.
Однако часть казахстанцев все же осудила решение главы министерства культуры и спорта Даурена Абаева. Запрет на прокат мультфильма из-за демонстрации ЛГБТ-сцены назвали откровенной гомофобией и цензурой. И даже запустили петицию с требованием отставки Абаева с его поста. Журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с автором петиции Артуром Бабидовым о его борьбе против дискриминации и некомпетентных чиновников.
Скандальный мультфильм «Базз Лайтер» разделил пользователей Казнета на два лагеря задолго до своей премьеры. Весь шум поднялся из-за секундной сцены поцелуя двух женских персонажей в картине. Однако этой демонстрации однополой любви хватило для того, чтобы известный казахстанский продюсер и актер Нуртас Адамбай обратился к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву.
«Запрет показов подобных мультфильмов и фильмов — это вопрос национальной безопасности страны. Государству необходимо противостоять насаждению детям чуждых нам ценностей по примеру тех 14 стран, которые уже ввели запрет на их показ. Мы должны защитить наших детей от посягательства на их еще неокрепшие умы», — написал Адамбай на своей странице в Instagram.
В итоге в треугольник «ЛГБТ — Адамбай — хранители традиционных ценностей» вписался глава министерства культуры и спорта Даурен Абаев. Он сообщил о том, что прокат мультфильма в Казахстане осуществляться не будет. А 14 июля, в день премьеры «Базз Лайтера», чиновник написал разъяснительный пост на своей странице в Facebook:
«Цензуры в нашей стране нет. Поэтому министерство не запрещало показ анимационного фильма «Базз Лайтер» в Казахстане. Мой пост такой формулировки не содержит. Мной было сказано, что прокат данной картины в стране осуществляться не будет. Далее СМИ и ряд блогеров сами сделали собственные выводы. В этой связи необходимо отметить ряд нюансов.
Первое, манипуляцией являются заявления ряда медийных лиц о том, что в Казахстане против показа мультфильма выступал лишь продюсер Нуртас Адамбай. Мало кто вспоминает, что в сети была запущена петиция с требованием запретить «Базз Лайтер» в Казахстане, собравшая 35 тыс подписей. Против высказалось лишь около 4 тысяч пользователей…
Не учитывать данные настроения — значит игнорировать голоса простых граждан нашей страны. Ведь именно для этого и создавались инструменты открытого правительства», — заявил Абаев.
Читайте также: «Геи, келинки и бораты»: Какие фильмы оскорбляют чувства казахстанцев?
По словам главы Минкульта, министерство провело неоднократные консультации с официальным прокатчиком кинокартины на территории РК. «Запрета на показ не было», однако были даны определенные рекомендации.
«Прокат фильмов — это бизнес. И бизнес всегда учитывает риски, в том числе трудно прогнозируемые последствия. В совокупности всех вышеназванных факторов было принято решение не запускать фильм в прокат», — подчеркнул чиновник.
Такое решение вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Пока сторонники Адамбая праздновали свою победу, некоторые пользователи Казнета выступили против цензуры и лично главы Минкульта. Так, алматинец Артур Бабидов запустил ответную петицию за отставку Даурена Абаева и возвращение мультфильма «Базз Лайтер» в отечественные кинотеатры.
«Актер Нуртас Адамбай увидел в картине ЛГБТ-пропаганду и посчитал, что мультфильм противоречит принципам ислама. Один из аргументов — он пропагандирует «нетрадиционные» ценности.
Да, возможно, подобная риторика могла бы быть весомой в какой-либо мусульманской стране. Но Республика Казахстан является светской страной, и никакая религия не может быть признана ведущей или обязательной. А значит запрет фильма противоречит демократическим основам Казахстана, которые гласят, что граждане Казахстана не обязаны соблюдать традиции определенной религии. Следовательно, запрет фильма является нарушением прав человека.
Также в Конституции Республики Казахстан запрещена любая цензура (статья 20 Конституции РК). Но Даурен Абаев, поддерживая запрет фильма, выступает за цензуру, что также противоречит Конституции. Считаем действия Даурена Абаева антиконституционными и недопустимыми для министра. А потому требуем его отставки с должности министра культуры и спорта», — говорится в обращении.
Петиция алматинца начала стремительно набирать голоса «за», на данный момент в ее поддержку проголосовало более 23 тыс граждан. Однако позже ссылку на сайт репостнул к себе на страницу сам продюсер Нуртас Адамбай и призвал подписчиков голосовать против. В итоге число голосов перевесилось в сторону противников ЛГБТ.
Сам автор петиции, Артур Бабидов, считает, что казахстанцы создали важный прецедент и высказываться против дискриминации в стране должно как можно больше людей. Журналист NT побеседовала с героем о его борьбе против дискриминации ЛГБТ-сообщества и некомпетентных чиновников.
«Я решил создать петицию, так как считаю, что министр Даурен Абаев нарушил несколько законов. В Конституции нашей страны прямо сказано о запрете цензуры. Мы понимаем, что фильм может быть отменен, если он нарушает какие-то законы. Но в случае с «Базз Лайтером» никакие законы нарушены не были, и это подтвердил сам Абаев.
В Конституции четко сказано, что такое цензура, это именно идеологическая подоплека. И здесь я вижу акт цензуры, ведь, как говорил Нуртас Адамбай, один из авторов первой петиции, этот мультфильм посягает на традиционные ценности. Это и является определенной идеологией и именно по этим причинам запретили «Базз Лайтера».
Более того, есть определенные положения, по которым выдается прокатное удостоверение. Мультфильм не нарушает ни одно из этих правил. То есть министр Абаев нарушил еще и ведомственные документы из положения», — отмечает автор петиции.
По словам Бабидова, запрет проката — это явная дискриминация ЛГБТ-сообщества.
«У нас в Конституции сказано, что люди должны быть защищены от любой дискриминации — расовой, национальной, гендерной и иным характеристикам. И когда мультфильм запрещают в прокате именно из-за ЛГБТ-сцены, это, по сути, законодательная дискриминация. То есть, запрещая прокат картины, Даурен Абаев транслирует то, что ЛГБТ — это нечто неправильное.
В этом и заключается дискриминация, ведь ему не нравится какая-то определенная категория людей. Ну, точнее, народу, Адамбаю, который голосовал в петиции против мультфильма. Им просто не нравятся люди с определенной характеристикой, которые живут, никого не трогают, они просто такие, какие они есть. Я считаю, что это гомофобия и нарушение прав», — возмущается парень.
— Поэтому такое радикальное требование об отставке Абаева, а не просто петиция за возвращение картины в прокат?
— Нарушая положение, ведомственные законы и Конституцию, Абаев показывает то, что он некомпетентный министр. В любой цивилизованной стране такого министра уже давным-давно бы сняли с поста, осудили бы все, включая президента. Я считаю Даурена Абаева некомпетентным, он неправильно выполняет свою работу. Этот человек — министр культуры и при этом ничего в ней не понимает. Поэтому он должен уйти в отставку.
— Почему для вас так важно высказывать свой протест?
— Потому что мы с вами живем в правовом демократическом государстве — так сказано в Конституции Казахстана. И когда эти постулаты нарушаются, очень важно высказываться против. Иначе государство, министры и другие чиновники будут и дальше поступаться правами казахстанцев.
Я считаю, что все должны поддерживать петицию, потому что закон должен работать для всех. Если сегодня запретят мультфильм, который не нравится гомофобам, то завтра обязательно запретят что-то еще. Поэтому я считаю, что очень важно выражать протест как можно большему количеству людей.
И даже не обязательно поддерживать ЛГБТ-сообщество. Достаточно понимания того, что был нарушен закон. Как мы видим, государство у нас слышащее, когда о своих требованиях заявляют гомофобы. И нам, прогрессивным казахстанцам, нужно давать ответную реакцию, нужно как минимум не быть тише. Нужно громко заявлять о том, что гомофобия — это плохо, а ЛГБТ-люди должны жить в мире.
— Ваша петиция набрала множество голосов «против». Можно ли назвать это эффективном инструментом борьбы?
— По-моему, это очень важный прецедент для общества. Мы, все недовольные решением Минкульта, собрались и проголосовали. Я считаю, что это хорошая такая платформа для будущего взаимодействия. Мы уже будем знать, как действовать в таких ситуациях, будем более опытными.
И очень важно именно внушить людям, что голоса прогрессивной либеральной молодежи должны быть услышаны. Да и не только молодежи, на самом деле за петицию проголосовало много разных людей. Им нужно дать веру в то, что они не одни, что либерально настроенных граждан у нас много, мы друг друга поддерживаем и в следующий раз будем активнее.
Более радикальным решением могло бы стать проведение митинга. Конечно, все 20 тыс проголосовавших туда не придут, но все еще придет много людей. И опять же, петиция — это отличная платформа. То есть в следующий раз, когда будет какой-то митинг, например, за свободу слова, я буду знать, что у меня очень много сторонников. И я буду более заинтересован в том, чтобы пойти на митинг.
Мы, либерально настроенная аудитория, показали свою силу, показали некое вдохновение друг для друга. И я уверен в том, что это только начало. В будущем мы будем более активны, будем подписывать новую петицию и выходить на новые митинги. А наш голос будет становиться все громче и громче. Возможно, конкретно эта петиция не будет иметь эффекта, то есть мультфильм не вернут в прокат, а Абаев останется на своей должности. Но это на самом деле не так важно, важен сам процесс. То, что нас услышали, и то, что мы все друг друга поддержали.
Очень много знакомых и незнакомых людей в Twitter и Instagram репостили, писали, просили подписывать эту петицию. Отправляли мне очень много слов в поддержку, конечно, и негатив тоже был. Но я никогда в жизни не слышал столько поддержки.
Так что изменения от петиции есть, они идеологические. И я уверен, что наше общество стремится к лучшему. Рано или поздно мы заживем как развитые западные страны, где высокий уровень толерантности, где чиновники соблюдают права и законы. И если какой-то министр делает что-то непонятное, его сразу же снимают, а люди выходят на митинги и не терпят этого.
Возможно, когда-то у нас легализуют ЛГБТ-браки, я считаю это очень важным вопросом. И однажды ЛГБТ в Казахстане начнет жить более счастливой, полноценной жизнью. Я очень на это надеюсь и уверен, что с помощью петиции мы сделали шажок в эту сторону.