Защитники по делу об «Астана LRT» просят суд вернуть дело прокурору или закрыть производство совсем. Причина — низкое качество работы следствия, допущенные процессуальные ошибки, отсутствие квалификации деяний Каната Султанбекова и Талгата Ардана и многое другое, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.
В итоге, выслушав несколько ходатайств защиты, судья Виктория Семенова обязала прокурора Кайдарова предоставить отчет о завершении досудебного расследования. По сути, это короткое изложение мер принятых для устранения допущенных ранее процессуальных нарушений. Сегодня в суде адвокаты настаивали, что надзорный орган не только не исправил прежние ошибки (их все перечислил городской суд в своем постановлении от 7 октября 2021 года), но и совершил новые.
Читайте также: Прокуратура игнорирует: Дело «Астана ЛРТ» направили в суд, не устранив нарушения следствия
Кроме того, Виктория Семенова захотела ознакомиться с документами, имеющими отношение к деятельности иностранных компаний по проекту. Они были изъяты в связи с выделением дела в отношении иностранцев в отдельное уголовное производство. Так что сейчас в деле лежит только опись изъятого, прокуратура не оставила даже копий этих документов. К тому же возникли вопросы относительно статуса иностранных компаний: признали ли их подозреваемыми (ведь им перечислили 90% всех денег, которыми они распоряжались сами) или они проходят как свидетели?
В прокуратуре на эти вопросы ответили, как обычно, «иностранцы находятся за границей», «дело было выделено без нарушений», «вопрос об их ответственности будет рассматривать в рамках другого дела», и все это не скажется на полноте и всесторонности расследования.
Помимо этого, выяснилось, что орган следствия не предъявил Талгату Ардану и Канату Султанбекову постановления о квалификации деяния ни в 2019 году, когда дело впервые ушло в суд, ни теперь, в 2022 году. А значит, говорить о том, что они уклоняются от участия в следственных действиях, нельзя. Ведь им не вручили должным образом обвинительный акт, не известили о предъявленном обвинении, не вызвали на допрос.
Всего в материалах дела в отношении якобы главных организаторов преступления есть три письма о вызове их в органы следствия. Талгата Ардана приглашали 12 января этого года для получения постановления о квалификации деяния (Султанбекова почему-то не вызывали) и о вызове обоих на 14 января этого года. Причем второе письмо направлено в МИД РК и МИОР РК. По идее, эти ведомства должны были разместить «приглашение» в СМИ (казахстанских, США и Турции). Но информация, по данным адвоката Акатовой, вышла только на двух местных порталах без указания даты, когда им нужно явиться, что уже считается нарушением.
Прокурор в свою очередь заверил, что МИД РК опубликовало постановление в пяти изданиях Турции. Более того, по его данным, верховный суд Турции санкционировал арест и содержание под стражей Ардана. Вот только вчера государственный адвокат бывшего директора ТОО «Астана LRT» заявил, что его подзащитный находится «в Канаде» и «ест там бешбармак».
«Выслушав адвоката и прокурора, суд считает необходимым возложить на прокурора обязанность представить суду на предварительном слушании соблюдение ч. 2 ст. 304 УПК, ч. 8 ст. 206 УПК и ст. 208 УПК требований уголовного процесса по квалификации деяниям подозреваемого по обвинительному акту и допросу и, кроме того, представить суду уголовные дела по выделенным материалам в рамках данного уголовного дела. Это должно быть представлено на судебное заседание и будет исследовано судом после того, как будут выслушаны все ходатайства со стороны защиты подсудимого», — сказала в конце второго дня предварительных заседаний судья Семенова, решив проверить доводы защиты.
Обратим внимание, по закону у человека должна быть возможность защищать себя. А если его не оповестили — это нарушение его конституционных прав. И это может стать причиной для возврата дела прокурору. А заочно рассмотривать дело, без участия Ардана и Султанбекова, можно (по закону) только если доказать, что они специально уклоняются от явки в суд. Сейчас же получается, что следствие это не доработало.
«Относительно вручения обвинительного акта: в порядке ст. 304 УПК обвинительные акты вручены под расписку всем участникам уголовного процесса, в том числе защитникам обвиняемых Султанбекова и Ардана. Они скрываются за рубежом и уклоняются от явки, в связи с чем прокуратура, руководствуясь ч. 2 ст. 34 УПК, опубликовала сообщения в СМИ о направлении уголовного дела в отношении них в суд», — добавил прокурор.
Адвокат Каната Султанбекова ответила, что не стоит ассоциировать ее с подзащитным. И напомнила, что по закону обвинительный акт должен быть вручен непосредственно подозреваемым под расписку.
Проблемы гражданского искаВ ходе заседания судья Виктория Семенова также обратила внимание на то, что гражданский иск, предъявленный подсудимым, «не соответствует требованиям процессуального закона».
Напомним, сумма ущерба, которую должны вернуть государству подсудимые в случае вынесения обвинительного приговора, — 5,8 млрд тенге. Гражданских ответчиков по делу — 11 человек: девять — подсудимые по делу об «Астана LRT», еще трое были освобождены от уголовной ответственности (любовница Талгата Ардана, его двоюродный брат и заместитель).
Читайте также: Бывшая любовница Талгата Ардана отказалась вернуть похищенные деньги государству
При этом в иске не сказано, как власти планируют взыскивать ущерб, с кого и в каком объеме. Более того, в таком важном документе даже истец указан неправильно. Прокурор указал компанию «Астана LRT», которой, как известно, давно не существует.
«В этом исковом заявлении должно быть обоснование, почему привлекаются к участию в деле, кроме подсудимых, еще три других гражданских ответчика (Акбаева, Сванбаев и Арыкбаев), которые не являются подсудимыми. Это все должно быть заложено в исковом заявлении. (…) В старом исковом заявлении указано о взыскании (ущерба — прим.) в долевом порядке, а в каком долевом порядке, не указано. В какой сумме предъявляются требования к Ачилову, в какой — к Аманжолову и остальным участникам процесса, в том числе к Сванбаеву, Арыкбаеву и Акбаевой? Ничего в этой части в исковом заявлении не указано. Какой долевой порядок? Почему его должен суд сам определять? Совершенно непонятно. Поэтому суд в данной ситуации говорит: исковое заявление не соответствует требованиям процессуального права. А доказательства по гражданскому иску должен представлять прокурор. И иск нужно привести в порядок и соответствии с законом», — сказала Семенова.
Прокурор попытался «перевести стрелки» на следователя СОГ Казымбаева, который и вынес постановление (от 24 августа 2020 года), но судья была непреклонна. Она обратила внимание на то, что Акбаева, Сванбаев и Арыкбаев появляются в материалах дела, только когда начинает рассматриваться гражданский иск. И задалась вопросом, если они причастны к хищениям, почему их нет в списке лиц обвинения, подлежащих вызову в суд.
Суд находится на стадии предварительных слушаний. На данный момент с ходатайствами выступили только два адвоката. Следующее заседание запланировано на 26 августа.