Две недели назад министерство просвещения огорошило казахстанских педагогов неприятной новостью — под сокращение пойдут все, кто остался за бортом новых реформ. Например, уроки физической подготовки у мальчиков и девочек отныне будут проходить совместно под руководством одного преподавателя. Таким образом чиновники решили снять нагрузку с учителей физкультуры, не подумав о том, что лишают их работы и учебных часов.
Недовольны изменениями и преподаватели русского языка и литературы. Помимо отмены изучения этого предмета первоклассниками, министерство решило убрать деление учеников на подгруппы в казахоязычных классах. Новые реформы уже привели к сокращению учителей-русоведов, а оставшимся педагогам почти вдвое урезали заработную плату. Пока отчаявшиеся преподаватели подписывают петиции и пытаются достучаться до чиновников, часть из них уже готова выйти на митинг. Подробнее — в материале ИА «NewTimes.kz».
Традиционно праздничное 1 сентября казахстанские педагоги ждут со страхом. О том, что в школах планируется масштабное сокращение и изменение нагрузок, учителя узнали всего за две недели до начала учебного года. Найти новую работу, по словам некоторых, сейчас очень трудно.
«Нам в середине августа написали: «Русоведы, пришел приказ сверху, дети на уроках больше не делятся на группы». То есть вести предмет в казахоязычных классах будет один преподаватель вместо двух. Но ведь русский язык и литература в школах с казахским языком обучения должны изучаться как иностранный. Это нормальная практика!
Всегда было так, что на уроках английского, например, класс делится на две подгруппы. Потому что невозможно обучить 30 человек, которые никогда не говорили на английском, всего за 45 минут. Как один учитель должен справляться с такой нагрузкой? Ладно, отменили занятия для первоклассников, мы это понимаем и принимаем. Но сокращать преподавательский состав вдвое ради экономии? О чем только думает министерство?» — возмущается учительница русского языка и литературы Галия Даулеткулова.
Стоит отметить, что новые изменения планируют ввести в казахоязычных классах, в которых обучается менее 24 человек. Если же на уроке занимается 25 учеников, то деление на группы допустимо по решению исполнительных органов.
«Проблема в этом ключевом слове — «допустимо»! То есть не обязательно, а по желанию руководства. Причем решение будут принимать не напрямую из министерства просвещения, а местные исполнительные органы. Какие это органы? Управление образования в регионах? Акимат? Директора школ? Почему в указе не сказано конкретно, кто несет ответственность за эти новшества?
Естественно, местные органы захотят сэкономить на нас. Зачем держать штат из шести учителей русского языка, если троих можно уволить, а на остальных повесить нагрузку в целый класс? Да даже если занимается меньше 24 человек, в изучении нашего предмета есть определенные трудности.
Во-первых, у детей в селах вообще нет практики русского языка, нет качественной литературы, хоть какой-то базы. Чтобы научить русскому языку ребенка из сельской казахоязычной школы, нужно потратить много времени и сил. А чиновники хотят, чтобы мы проходили эту учебную программу галопом по Европе. В классах всегда есть преуспевающие и отстающие ребята, каждому нужно уделить внимание. Разве можно экономить на знаниях детей?» — вопрошает педагог.
По словам Галии, в ее школе уже сократили пятерых учителей, а оставшимся урезали ставку, от которой зависит размер заработной платы.
«Ушли два русоведа, физруки, учитель информатики. Мы все сидим и трясемся за место, ругаемся за учебные часы. Раньше у меня было 1,5 ставки, сейчас не знаю, дадут ли хотя бы 0,5. Получается, что зарплаты у нас сократятся вдвое, как жить-то на эти деньги? Почему министерство просвещения не думает о бедных учителях?
Почему не организовали курсы профориентации, чтобы мы получили новую специальность? Наш предмет стал неугодным, так дайте возможность переучиться на что-то новое. Нельзя просто так выдавить русский язык из программы и выкинуть учителей на улицу. Среди нас много, пожилых людей, которым осталось 5-10 лет до пенсии. Им куда устраиваться? Поставили всех перед фактом, а о последствиях не подумали», — возмущается преподавательница.
Недовольство учителей понять можно. К их обращению остаются безучастными и даже удаляют комментарии на официальных аккаунтах министерства просвещения в Facebook.
А на сайте общественных петиций появилось анонимное обращение. В нем привели скриншот из указа министерства:
«Деление класса на две группы допустимо по решению местных исполнительных органов в организациях образования при наполнении класса 24 и более обучающихся по предмету «Русский язык и литература» во всех классах с нерусским языком обучения».
Уважаемый Асхат Канатович, в последние 3-4 года финансовое положение учителей во многом улучшилось: многие из нас смогли купить собственное жилье, взятое в ипотеку, оплатить обучение своих собственных детей, решить еще какие-то финансовые вопросы. Но получили мы эту возможность только благодаря переработкам, т. е. работая как минимум на 0,5-1,5 ставки, иначе более-менее добиться финансовой стабильности не получалось.
Мы и этому были рады, не просили никаких социальных льгот, послаблений и т. д., готовы были работать, чтобы в наших семьях, домах была стабильность. Но перед началом нового учебного года министерство просвещения решило, что деление на группы по нашему предмету зависит от местных исполнительных органов, которые, в свою очередь, конечно же, отказывают нам в этом делении в целях экономии бюджета.
Хотя по закону РК «О статусе педагога» мы имеем право на создание для нас организационного и материально-технического обеспечения и создание необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности.
Читайте также: Учителя могут остаться без работы в Мангистау
Многие же учителя на данный момент лишены и этой гарантированной законом нагрузки, особенно в сельской местности. Да, многим из нас обеспечили работу, предоставив нагрузку от 5 до 16 часов, якобы никто не остался без работы. Но какая зарплата будет за это количество часов, никто из вышестоящего руководства, принимающего такие решения, не поинтересовался даже.
На что нам выплачивать с трудом полученные ипотеки? В среднем их еще платить 7-10 лет. На что содержать свои семьи? Ведь все кругом дорожает: и продукты питания, и одежда, и промтовары, и хозтовары, и комуслуги! И в это непростое время принимается решение о неделении классов при изучении международного языка, каким является русский язык в классах с казахским языком обучения!
О каком повышении качества знаний можно говорить, если учитель будет озабочен вопросом элементарного выживания? А что насчет выпускников вузов? Они элементарно не могут устроиться на работу! Они прошли через НКТ, собрали документы на участие в конкурсе. А медосмотр и личный листок стоят денег. Они ведь подавали документы не в одну и даже не в две школы, а в пять и более. А сейчас они лишены возможности устроиться на работу и лишены возможности с уверенностью смотреть в будущее», — говорится в тексте обращения.
«Хотелось бы быть уверенным в своем будущем, в том, что никакие сюрпризы накануне учебного года не затронут настолько глобально учителей и в будущем. Русский язык — иностранный язык для казахских детей. В регионах, где нет среды общения, он с трудом изучается. Поэтому деление на группы класса при изучении любого иностранного языка необходимо.
Мы за то, чтобы русский язык в нашей стране не ущемляли, чтобы он остался и изучался наравне с английским. Мы за уважительное отношение ко всем языкам и народам, в том числе к русскому. Никто в нашей стране не должен быть лишен права на выбор языка общения и обучения, гарантированного Конституцией страны. Просим еще раз вернуться к этому вопросу, прежде чем окончательно поставите точку», — написали педагоги.
Это обращение поддерживают сотни учителей по стране. Особенно активны педагоги из Жанаозена Мангистауской области.
«Немыслимо передать доступным образом и в полной мере знания одновременно 25 обучающимся. В частности, наполняемость классов до 24 детей (для допустимого деления) в сельских школах не соответствует реальности, что повлечет за собой, как следствие, потерю рабочих мест или мизерную зарплату. Такой результат неминуемо приобретет характер социальной проблемы.
Факт, что немало учителей социально незащищенные. У большинства учителей — жизнь в долг: ипотека, кредиты, одежда, еда. Возникает вопрос: как будут жить учителя, являющиеся кормильцами семьи, матерями-одиночками, многодетные учителя?
В ИМП сказано, что если в одном классе наполняемость достигает 24 ученика, то деление допустимо. Но местный отдел образования объявил, что во всех классах деления не будет», — отмечает учительница русского языка и литературы Гульзира Айсанова в Faсebook.
К слову, реформы министерства просвещения касаются не только русоведов. В школах отменяют уроки самопознания, которые раньше вели психологи или классные руководители, лишившиеся учебных часов и дополнительного заработка.
Читайте также: Учителя физкультуры обратились к президенту Казахстана
Пострадали и учителя физической подготовки. О том, что деления на подгруппы из мальчиков и девочек на занятиях физкультуры больше не будет, они тоже узнали недавно.
«С нового учебного года, в соответствии с государственным стандартом, на занятиях физической культуры учащиеся одного класса будут заниматься вместе, как и по многим другим предметам. При этом в школьных программах предусмотрены отдельные нормативы физических нагрузок для девочек и мальчиков, которые в обязательном порядке должны соблюдаться на уроках. То есть учитель может разделить класс на группы по гендерному принципу.
К примеру, класс на уроке делится на группы девочек и мальчиков, а педагог задает отдельные упражнения для каждой из групп. Такие методические приемы используют и педагоги других предметов, когда нужно использовать дифференцированный подход», — сообщили учителям в министерстве просвещения РК.
Чиновники ссылаются на опыт других стран и уверяют, что преподаватели не останутся без работы.
«В международной практике (Япония, США, Германия, Корея, Финляндия и т. д.) предоставление двух учителей физической культуры для проведения уроков для одного класса не предусмотрено. Объем обучения в образовательных учреждениях страны составляет в среднем 18 часов на учителя физкультуры, что чуть больше одного показателя. Учителям физкультуры обеспечена достаточная нагрузка для работы на универсальной основе, а директорам школ была оказана всесторонняя поддержка», — утверждают в министерстве.
Однако сами педагоги уверены, что урок физкультуры требует особого подхода и внимания к каждому ребенку. Упражнения должны отличаться с учетом особенностей мальчиков и девочек. Поэтому физруки считают, что проводить занятия вместе категорически нельзя.