Прятали столько лет? На суде по делу об «Астана LRT» неожиданно обнаружилось 55 коробок вещдоков

Всего к делу приобщено 65 коробок с вещественными доказательствами, но на первом суде их было всего 10. Тогда следователь под присягой заверял, что больше никаких вещдоков нет, и судье этого хватило. Хотя адвокаты показывали фотографии, где было видно, что коробок должно быть больше. В апелляционной инстанции коллегия была внимательнее. Так в суде появились еще 33 коробки. То есть всего суд исследовал 43 коробки. И только сейчас, под председательством Виктории Семеновой, появились все 65 коробок. Подсудимые регулярно обращаются именно к этим вещественным доказательствам.

Фото ИА «NewTimes.kz»

На данный момент суд заслушивает показания подсудимых. Так, один из подсудимых — директор субподрядной организации ТОО НПФ «Геобур» Тимур Касабаев считает, что компания «Астана LRT» сообщила о хищениях и попросила о возбуждении уголовного дела только потому, что не хочет платить по счетам. К слову, только ему «Астана LRT» задолжала 51 млн тенге, но практически все, кто работал над проектом, могут пожаловаться на проблемы с оплатой за проделанную работу.

«Чтобы не платить, «Астана LRT» под руководством Жанны Акжановой (и. о. директора — прим.) в 2018 году, не определив ущерб и не подав на генподрядчика в гражданском порядке в суд (на возмещение причиненного вреда — прим.), безосновательно подает заявление в антикоррупционную службу. И теперь так называемые представители потерпевшего («Астана LRT») вместе с правоохранительными органами всеми силами пытаются упечь нас в тюрьму. На протяжении трех лет используют свою власть, все виды давления, скрывают всю суть в отношении «Астана LRT» и подают с самого начала это дело, как проект недостроенного легкорельсового транспорта», — высказался в суде подсудимый Касабаев.

При этом тогда, в 2018 году, в заявлении Акжановой в качестве похитителей были указаны и генеральные подрядчики проекта — иностранные компании SYSTRA, TIPSA, «Бюро Веритас» (им на счета поступали якобы похищенные средства). Но в 2021 потерпевшие исключили из своего иска эти компании, а все претензии переадресовали чиновникам средней руки, проектировщикам и субподрядным организациям, которые работали на иностранцев.

«На первом суде представитель «Астана LRT» вывел из дела представителей генподрядной организации, то есть иностранцев. Так они отказались от иска в отношении них, хотя вся сумма оплаты, предъявляемая нам, была оплачена им. Если до сегодняшнего дня к моим заказчикам — TIPSA и MG-Pro (две компании создавали консорциум, который и вел работу по проекту) нет претензий по выполненным работам и не предъявлен иск, то почему я, как директор субподрядной организации, должен отвечать перед судом, если у меня все работы выполнены и претензий ко мне нет. Тем более было получено положительное заключение госэкспертизы, что полностью подтверждает выполнение всех моих работ. Тем более почему иск выставлен в отношении меня, а не ТОО «НПФ «Геобур». У нас вообще взаимоотношений с ТОО «Астана LRT» не было», — возмутился в суде Тимур Касабаев и добавил, что все доводы в отношении него, указанные в обвинительном акте, являются лживыми, безосновательными и предположительными.

К слову, по версии следствия, через компанию Касабаева выводили бюджетные деньги и вроде как это единственная причина, почему компания вообще участвовала в проектировании линий ЛРТ и БРТ. Однако оказалось, что незадолго до начала проекта НПФ «Геобур» участвовала в строительстве уникальных сооружений в Хоргосе, которые выдерживают сейсмический уровень 9,5 балла.

«Если бы мы его завершили (проект «Астана LRT»), я бы с гордостью ходил говорил, что это и мой проект. Как в Хоргосе. Тот проект закончен, там построено уникальное сооружение, его сейсмический уровень — 9,5 балла. Там земля раскрывается, а здание стоит, как делать нефиг. Это показывает наш профессионализм. И когда мы сдали в Хоргосе, начался проект линии ЛРТ у нас», — сказал подсудимый.

Читайте также: Достучаться до «небожителей»: Важные чиновники остались вне дела об «Астана LRT»

Проект линии ЛРТ 2013 года, над проектированием которого работал Тимур Касабаев и другие подсудимые, представляет собой низкопольный трамвай (столбы — это китайский проект ЛРТ, к которому подсудимые не имеют отношения). От него из-за сложной реализации и слишком высокой стоимости президент Нурсултан Назарбаев отказался через постановление. Вместо него в 2014 году было предложено рассмотреть проект линии БРТ (выделенные автобусные линии). Его реализовать было намного проще и дешевле, но проект тоже был приостановлен. А вместо него появилась китайская версия линии ЛРТ с недостроенными столбами. С этого проекта было похищено 257 млн долларов, но злоумышленников почему-то никто не ищет.

«Вопрос 2014 года. Мы знаем, что данный проект был остановлен поручением президента РК. Он был остановлен временно, а в дальнейшем работы должны были продолжиться. Проект был остановлен не по нашей вине, не по вине TIPSA, даже не по вине «Астана LRT». Это был форс-мажор. Но вы говорите, что это не форс-мажорная ситуация, а что-то другое. А что? Но мне-то работу остановили по форс-мажору. И было принято решение тогда спроектировать БРТ», — рассказал подсудимый.

Теперь следствие и представители компании «Астана LRT» всю вину за смену проектов возлагают на подсудимых. Вроде как это они все время предлагали новые проекты, имитируя при этом бурную деятельность. Хотя, как считает прокурор, ничего не делали. По его словам, «Астана LRT» не должна была оплачивать уже проделанную работу по проектам, которые вдруг приостановились правительством или где менялись задачи.

«У вас все акты выполненных работ есть, вы должны были пройти государственную экспертизу, но вы не прошли, — обратился в суде к потерпевшим Касабаев. — Вы должны были оплатить мне остаток за 2013 год, но вы не оплатили, потому что у вас деньги находились на депозите в банке второго уровня и счет был заблокирован. Компания на государственных деньгах зарабатывала. А теперь, после того как Ардан убежал, вы говорите, что работы не были выполнены».

Кстати, следствие прятало от судов первой и второй инстанции доказательства. Всего к делу приобщено 65 коробок с вещественными доказательствами формата А2, А3 и А4 (чертежи документы, переписки). Но в первом суде, под председательством Кажымукана Мекемтаса, их было всего 10. При этом следователь Тулебаев под присягой заверял, что больше никаких вещдоков нет, и судье Мекемтасу этого хватило, хотя адвокаты показывали фотографии, где было видно, что коробок должно быть больше.

В апелляционной инстанции коллегия была внимательнее. Так в суде появились еще 33 коробки. То есть всего суд исследовал 43 коробки. И только сейчас, под председательством Виктории Семеновой, появились все 65 коробок. Подсудимые регулярно обращаются именно к этим вещественным доказательствам. Как выяснилось, в них находятся противоречивые свидетельства в пользу подсудимых, а также доказательства их невиновности. Хотя и не полные.

Правда, теперь, когда в деле появились документы, доказывающие, что все работы, за которые им заплатили, были выполнены, представители «Астана LRT» заявляют, что подписаны эти документы были под давлением и страхом потерять работу.

«Вы, к сожалению, говорите, что акты выполненных работ подписывали под давлением. И говорите, что у вас больше нет чертежей. Но когда чертежи сдаются, они сдаются в комплекте, и я при ознакомлении не видел ни одного такого комплекта. В вещдоках есть только их части. По проекту «Астана LRT» 2013 года (низкопольный трамвай) и БРТ со всеми корректировками документы представлены суду только частично. Это говорит о том, что вы либо спрятали остальные документы, либо кто-то их забрал, либо они куда-то делись. Потому что эти документы были сданы. И это подтверждает, что мы выполнили свою работу, мы сдали чертежи. Кроме того, в деле есть только локальные сметы (детализированные), а общие сметы куда-то исчезли, их нет. А куда они делись? Надо у вас спросить», — обратил внимание суда Касабаев.

За три года заключения в следственном изоляторе подсудимый стал терять надежду на справедливость. В суде он прямо высказал свои сомнения в том, что система не даст им оправдаться, ведь в этом случае полетят чьи-то головы: тех, кто вел расследование, кто надзирал над этим, кто обвинял их в суде и кто продлевал сроки ареста.

«Нас на первом суде «закатали», хотя и здесь, я думаю, могут, Аллах знает, «закатать», потому что три года сидим просто так в СИЗО, срок влепят в любом случае. Но вы готовы быть проклятыми и лечь в могилу с проклятьем? В этом вопрос. Мы работу выполнили, я — субподрядная организация, как я могу здесь находиться, я вообще удивлен. Мы работу выполнили в три раза дешевле, мне не доплатили», — заключил Касабаев.

Кроме того, Тимур Касабаев уверен, что следствие хочет посадить их и закрыть дело, чтобы прикрыть людей, «укравших с проекта китайского ЛРТ 257 млн долларов».

Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу о ТОО «Астана LRT» читайте здесь.