Проектных менеджеров для реализации проекта «Астана LRT» выбирали Нурсултан Назарбаев, Имангали Тасмагамбетов, Адильбек Джаксыбеков и другие высокопоставленные чиновники, а не проектировщики, оказавшиеся на скамье подсудимых. Об этом, как сообщает автор ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых, уже несколько дней в суде говорят подсудимые и их адвокаты, ссылаясь на материалы дела.
Оказалось, что в деле находится более 60 писем от высшего руководства республики с поручением пригласить иностранных консультантов для строительства новой транспортной системы Астаны. В документах отмечается, что Казахстан не мог построить линии ЛРТ/БРТ/ИТС (легкорельсового транспорта, автобусных линий и интеллектуальных систем) своими силами, ведь проект был уникальным.
Даже рассчитать эти проекты по отечественным нормативам было невозможно — документы до сих пор не содержат ряд позиций, необходимых для строительства таких инфраструктурных объектов. В итоге цель была создать классную транспортную сеть для будущих поколений и научить казахстанских проектировщиков и инженеров работать на таких проектах. Но не получилось.
Сейчас обвинение настаивает, что Казахстан мог справиться сам, а иностранцы в проекте были лишь для того, чтобы похищать государственные деньги. Однако привлечение консультантов — нормальная мировая практика. Более того, это обязательство, которое выставляют международные банки, когда кредитуют государственные проекты. Они хотят быть уверенными, что деньги будут использованы по назначению и вернутся. Но и это не всегда получается.
Так, например, те, кто стоит за хищениями с китайского проекта ЛРТ (столбы коррупции, реализация 2017-2019 годов), филигранно обманули и казахстанцев, и менеджеров из китайского банка развития. Китайский консультант за свои дела уже ответил перед коммунистической партией, а кто стоит за хищениями с нашей стороны — все еще тайна, покрытая мраком.
Тогда весь проект обошелся казахстанцам в 466,9 млрд тенге, из них иностранному консультанту за работу было выплачено 66,9 млрд тенге, то есть 14,3% от стоимости всего проекта. Это, к слову, самый высокий процент, оплаченный консультанту из государственного бюджета. Японцы, к примеру, помогая строить водопроводную систему Астаны, получили 11,3%. Но почему такая разница?
Возможно, такая высокая оценка работы китайского консультанта (14,3% от стоимости проекта) связана с теми, кто эту компанию выбирал. Ранее бывший заместитель акима Астаны Канат Султанбеков сообщал, что этот проект лоббировали и не достроили Адильбек Джаксыбеков и внук Назарбаева Нурали Алиев. Напомним, проект остановили потому, что деньги, выделенные китайским банком, растворились на счетах Банка Астаны.
На данный момент все средства, которые Казахстан занял на тот проект, казахстанцы уже выплатили. Так что теперь, когда правительство и президент говорят о возобновлении проекта, речь идет о новом иностранном займе. Ведь деньги, украденные с того проекта, скорее всего, ушли безвозвратно, ведь следователи хоть и завели уголовное дело по факту хищения 257 млн долларов, вряд ли его расследуют и вряд ли кого-то накажут.
А кого сейчас судят?Так кто и за что сейчас сидит на скамье подсудимых по так называемому делу об «Астана LRT»? Это проектировщики и чиновники средней руки, занимавшиеся проектом «Новая транспортная система Астаны» с 2013 по 2017 годы. При этом от начала и до конца на проекте не работал ни один из подсудимых (кроме директора ТОО «Астана LRT» Талгата Ардана), все были заняты на проекте эпизодически. Они ничего не строили, а лишь разрабатывали проекты в разных вариантах исполнения линий легкорельсового транспорта, автобусной системы и интеллектуального города.
Обвинение утверждает, что эти люди (девять человек) специально завысили цены на проект, изображали, что проектируют, но ничего не делали, а еще убедили иностранных консультантов (в этой части работ консультантов было трое, они отвечали за разные направления в проекте — SYSTRA, TIPSA, «Бюро Веристас») похищать деньги с проекта. Кроме того, прокурор обвиняет подсудимых в завышении оценки работы консультантов — 7,1% от стоимости проекта, то есть в два раза меньше, чем получила китайская компания.
При этом «Астана LRT» не выплатила всю сумму своим партнерам. Французская компания даже подавала в суд на «Астана LRT» с требованием взыскать средства. Но суд выбрал сторону госкомпании, и иностранцы, видимо, решили простить Казахстану этот долг. Этих консультантов, по словам Султанбекова, выбирали Имангали Тасмагамбетов и Нурсултан Назарбаев.
Примечательно, что следствие обвиняет именно этих иностранцев во всех коррупционных грехах проекта, но официальное обвинение им так и не предъявило, предпочитая отыгрываться на подсудимых. В обвинительном акте прямо сказано: во всем виноваты Канат Султанбеков и Талгат Ардан. Они придумали и похитили с помощью иностранных компаний 5,8 млрд тенге (12,6 млн долларов по курсу на 24.11.2022 г.). При этом следствие не отвечает на вопрос, кто именно был главным организатором и автором идеи воровать и подговаривать.
«Очевидно и очень абсурдно, когда следственный орган, а позже и прокуратура обвиняют в том, что это я, якобы злоупотребляя своим положением, привлек такого консультанта еще и по завышенной цене. Это все полная, циничная и искусно выдуманная ложь, афера века, полная дезинформация общественности, президента страны и вас, уважаемый судья! Все это дело сфабриковано лишь для того, чтобы скрыть преступления и правонарушения других высокопоставленных лиц, которые, убрав звено консультанта по управлению проектом, перевели деньги туда, куда им хотелось, а точнее в АО «Банк Астана», и после этого обналичили все эти средства! И после этого, в 2019 году, через пять лет после моего увольнения из акимата, проект ЛРТ встал и получил народное название «памятник казахстанской коррупции!» — высказал свое отношение к обвинению Канат Султанбеков.
К слову, в Казахстане теперь появился свой консультант по управлению проектами — Samruk-Kazyna Construction. Эта компания по поручению президента Касым-Жомарта Токаева теперь курирует строительство школ в республике. Причем механизм тот же: есть заказчик (государственный орган), есть подрядчики, а промежуточным звеном в этой цепи будет Samruk-Kazyna Construction, которая, по сути, будет дублировать все функции госоргана в роли заказчика. В европейских странах это промежуточное звено, которое, конечно же, находится в конкурентной среде, называется Project Management.
«Правительство предложило, президент согласовал, и нам же всем понятно, что Samruk-Kazyna Construction должен будет получать финансовые средства из бюджета, в том числе на заработную плату своих сотрудников, при этом дублируя функции госоргана в роли заказчика. Один в один схема решения вопроса привлечения КУП по проекту БРТ по международным расценкам: правительство предложило — президент согласовал — акимат исполнил! В чем тогда преступление, что я преступного совершил? Может быть, вам тогда стоит издать постановление суда и отменить решение Токаева о создании Samruk-Kazyna Construction, по крайней мере, постараетесь уберечь сотрудников этой компании от возможной скамьи подсудимых в будущем», — обратился к суду Султанбеков.
Его возмущение понятно. Сначала Назарбаев лоббирует интересы компании ALSTOM (занимается производством подвижных составов), которая аффилирована с бывшим президентом Франции Николя Саркози, позже отказывается от этой затеи — Саркози не выиграл выборы, но решает реализовать проект. Правительство ставит задачу изучить иностранных поставщиков услуг. В итоге выбирают французскую SYSTRA и испанскую TIPSA в качестве КУП. Причем переговоры в 2013 и 2014 годах с испанским правительством вели президент, премьер-министр Ахметов, министр Жумагалиев и непосредственно аким Астаны (тогда) Имангали Тасмагамбетов.
«По итогам встреч аким Тасмагамбетов поручил мне провести отдельные секторальные встречи с этими компаниями с привлечением отраслевых департаментов и предприятий для знакомства и дальнейшей работы. Представители компании TYPSA были приглашены сотрудниками аппарата акима для знакомства с руководством управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашидом Аманжуловым (сейчас подсудимый), руководителем ТОО «Астана LRT» Талгатом Арданом (подсудимый) и со мной. Таким образом, выбор испанской компании TYPSA, как участника в проекте легкорельсового транспорта в столице, был сделан на уровне руководства страны по аналогии с французской компанией ALSTOM, но никак не мной», — рассказал Султанбеков.
При этом обвинительный акт утверждает, что:
«В целях реализации задуманного Султанбеков, выступив основным организатором хищения денежных средств и создав условия для хищения, в начале 2013 года поручил Ардану привлечь международные компании в области проектирования, управления проектами и осуществления технического надзора, обладающие необходимым опытом для совместной реализации проекта. Ардан, исполняя указание Султанбекова и с его непосредственным участием, выбрал в качестве будущих поставщиков услуг следующие иностранные компании:
1) по КУП — французскую компанию SYSTRA;
2) по разработке проектно-сметной документации — испанскую компанию TECNICA Y PROYECTOS, S.A. (TYPSA);
3) по услугам технадзора — ТОО «Бюро Веритас Казахстан Индастриал Сервисез».
С целью совершения задуманного хищения денежных средств Султанбеков и Ардан предъявили представителям указанных компаний требование о необходимости создания консорциумов (временное объединение юридических лиц) с участием местных партнеров, выбор которых будет осуществлен Арданом самостоятельно, на что представители иностранных компаний согласились».
Вот только непонятно, почему прокурор так утвердительно обвиняет подсудимых и иностранные компании, не допросив ни одного человека из тех, кто имеет отношение к подписанию договоров и приглашению иностранных консультантов к сотрудничеству. И раз никто не был допрошен, в том числе Султанбеков и Ардан, создается впечатление, что этот факт, на котором и строится все остальное дело, выдуманный. А еще интересно, почему дело, где украли 12,5 млн долларов, так занимает прокуратуру и следствие, а проект, с которого исчезли 257 млн долларов, не интересует никого?
Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.