Компания City Transportation system (бывшее ТОО «Астана LRT») живет на дивиденды от денег из государственного бюджета. При этом главная задача компании — строительство и организация новой транспортной системы Астаны, в том числе линии легкорельсового транспорта. На реализацию этой задачи с 2011 года (регулярно) на счета компании поступают деньги из государственного бюджета. Но что же происходит с этими деньгами после их поступления в ТОО «Астана LRT»? Почему в столице так и не появилась новая транспортная система? И почему следствие и прокуратура пытаются обвинить в отсутствии этой самой системы проектировщиков и чиновников средней руки, работавших на проекте с 2011 по 2015 годы (некоторые работали меньше)? Обо всем по порядку — в материале автора ИА «NewTimes.kz» Татьяны Мозговых.
Интересные детали о деятельности квазигосударственной компании City Transportation system (CTS) выясняются в специализированном межрайонном суде по уголовным делам под председательством судьи Виктории Семеновой.
На данный момент прокуратура обвиняет девять человек в хищении 5,8 млрд тенге с проекта ТОО «Астана LRT» путем завышения цен и привлечения к противоправным действиям мировых инженерных и консалтинговых компаний в области инфраструктурных, энергетических, экологических и городских решений SYSTRA, TIPSA и «Бюро Веритас». При этом иностранцев об обстоятельствах дела никто ни разу не спросил, хотя офисы «Бюро Веритас» находятся в Казахстане.
Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Следствие считает, что иностранные компании помогали воровать бюджетные деньги
Как сообщила в суде во время допроса главный специалист финансового отдела «Астана LRT» Залиха Шашдавлетова, всего из государственного бюджета на проект за все годы были выделено 48 млрд тенге.
Первый транш
Первый транш в размере 10,3 млрд тенге от государства в ТОО «Астана LRT» был проведен в 2011 году. Но в работу деньги не пошли. Они попали в банк второго уровня на депозит и лежали там до 2015 года. Все это время компания «Астана LRT» ежегодно получала доход с этих вложений в размере от 300 до 900 млн тенге. Их они вроде как направляли на свою операционную деятельность. Деньги лежали в Альянс-Банке, банке «Астана-Финанс» и АТФ Банке.
При этом 10 млрд тенге выделили под проект строительства линий легкорельсового транспорта, сделанного французской компанией. Но проект был приостановлен президентом Нурсултаном Назарбаевым ввиду его дороговизны. Правда, спустя два года ему ничего не помешало одобрить более дорогостоящий китайский проект линии ЛРТ.
Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Роль Масимова, комментарий Султанбекова и долг банку Китая
Но вернемся к первой линии ЛРТ. Из-за того что Назарбаев именно приостановил проект, а не закрыл его, деньги зависли. Ведь их выделили из бюджета на конкретные цели (целевые трансферты), а раз цель не достигнута, неосвоенный бюджет следовало вернуть. Но! В нашем случае проект «приостановлен». Так что компания «Астана LRT» просто продолжала хранить их в БВУ и получать дивиденды (возможно, получает их до сих пор). Насколько это законно — вопрос открытый. И должна ли компания была платить государству налоги с таких доходов — непонятно. Да и вообще странно, что деньги налогоплательщиков используют таким образом.
Весной 2013 года на проектирование, составление документации и инженерные работы из 10 млрд тенге было выделено 4,5 млрд. Остальные деньги (5,8 млрд тенге) компания «Астана LRT» оставила на депозите. Но в 2014 году правительство принимает решение реализовать проект БРТ (автобусные линии) вместо линии ЛРТ.
Транш второй
В течение всего 2014 года на реализацию проекта БРТ из государственного бюджета на счета компании поступает еще 38 млрд тенге. Но:
Примечательно, что, когда и этот проект приостановили, деньги строительная компания заказчику не вернула, пообещав отработать их в консорциуме с китайцами, строя линии легкорельсового транспорта. Но не вернули, финансирование проекта закончилось, 254 млн долларов было украдено. Ну а судьбу китайской линии ЛРТ жители столицы наблюдают ежедневно.
Читайте также: Своровать миллионы и уйти от ответственности – на примере «Астана LRT»
— Проект приостановили, он должен был эти деньги вернуть, но ввиду того что там есть трехстороннее соглашение, меморандум, куча документов, республиканская бюджетная комиссия дала нам одобрение, что эти 8,8 млрд тенге «Кулагер» должен с китайцами отработать. И 8,8 млрд тенге — это дебиторская задолженность не в виде «живых денег» («живые деньги» у Залихи Шашдавлетовой — те, которые фактически лежат на счетах компании — прим.), — пояснила ситуацию со строительной компанией ведущий специалист финотдела ТОО «CTS».
— Они что, работу не выполнили, если вы выставляете как дебиторскую задолженность? — поинтересовалась судья Виктория Семенова.
— У нас она была как дебиторская задолженность. То есть они нам должны были ее вернуть, потому что проект приостановили, нам оборудование по БРТ уже не нужно, — ответила ей Шашдавлетова.
— «Кулагер» должен был вернуть, проект был приостановлен, и оборудование не нужно. И получается, что не возвращают, но путем… — стала повторять логическую цепочку Семенова.
Но свидетель продолжила: «...путем зачета дебиторской задолженности. То есть между ЛРТ, консорциумом китайских компаний, «Кулагером» был подписан трехсторонний акт сверки. То есть консорциум взял эту задолженность, что «Кулагер» ему должен работами (возместить — прим.)».
По неподтвержденной информации, компания «Кулагер» принадлежит родственнику Имангали Тасмагамбетова, который, по версии одного из подсудимых (бывшего замакима Астаны) Каната Султанбекова, тоже приложил руку к хищениям с проекта «Новая транспортная система Астаны». Может, поэтому РБК, правительство и руководство столичного акимата простили строительной компании почти 9 млрд тенге?
Но вернемся к цифрам. 20,4 млрд тенге, по словам Шашдавлетовой, позже были направлены на реализацию проектов БРТ и ИТС. Правда, пока эта цифра выглядит сказочной. В суде еще не изучены документы о том, в каких объемах и за какую работу оплачивались деньги по проектам БРТ и ИТС, но, по известным сейчас данным, эта сумма значительно ниже. И если это так, то напрашивается вопрос: а куда делись остальные деньги?
По показаниям свидетеля, после всех выплат у компании осталось 3,6 млрд тенге на казначейском счете. Закон стал запрещать размещение государственных денег на депозитах БВУ. Правда, почему это не помешало отправить 254 млн долларов с китайской линии ЛРТ на счет Банка Астаны, до сих пор загадка.
Остаток денег с 2010 года (5,5 млрд тенге) был направлен на реализацию китайского проекта линии ЛРТ в 2015 году. Правда, были ли они реально куда-то направлены, пока неизвестно. Представители компании еще не предоставили суду платежки со своих счетов.
Удивительно, что никого не волновало и, видимо, до сих пор не волнует, что бюджетные деньги лежат на депозитных счетах и не достигают своих целей — не делают жизнь казахстанцев лучше. Зато на дивиденды от народных денег хорошо живут сотрудники ТОО «CTS», которые никакой очевидной пользы населению не приносят. Еще более возмутительно ситуация выглядит, если посмотреть на нее с точки зрения дефицита бюджета в стране, связанного сначала с пандемией, а теперь глобальным экономическим кризисом. В бюджете не хватает денег на выполнение социальных обязательств, правительство занимает деньги за границей, а в ТОО «CTS» деньги просто лежат, поддерживая банковский сектор страны.
Обращаем ваше внимание на то, что штат ТОО «CTS», финансируемый бюджетными деньгами на 2022 год, составляет 310 человек. По словам Шашдавлетовой, зарплату компания платит с доходов от автобусных перевозок. Но верится в это с трудом. Вероятно, компания продолжает держать деньги на депозите и получать с них дивиденды.
Интересный факт: в одном из протоколов допроса бывший финансовый директор Айна Иржанова рассказывала, как в ТОО «Астана LRT» приходили представители Jusan Bank и просили разместить деньги у них. Кроме того, она поведала следователю, что компания хранит деньги в 4-5 разных банках. То есть можно сказать, что ТОО «Астана LRT» занималось кредитованием казахстанских банков за счет бюджетных средств.
Заседания продолжаются, адвокаты попросили представителей ТОО «CTS» предоставить все документы, подтверждающие перемещение денег со счетов компании. Часть из них уже предоставлена.
Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.