Как сегодня работает крупнейший казахстанский производитель сборного железобетона для строительства мостов и путепроводов? Это во время пресс-тура выяснила собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко. Системообразующий завод в дорожной отрасли страны — Алматинский завод мостовых конструкций в этом году отмечает свой 60-летний юбилей.
«Сегодня АЗМК выпускает свыше 360 наименований изделий и конструкций для дорожного и гражданского строительства, — говорит председатель совета директоров ТОО «АЗМК Group» Шухрат Шардинов. — Используемые для ее производства щебень, песок, металл — 100 процентов казахстанского содержания. Предприятие изготавливает широкий спектр железобетонных конструкций, применяемых в строительстве автомобильных дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, взлетно-посадочных полос. Железобетонные балки АЗМК также используются для обустройства промышленных площадок при добыче нефти и газа, возведения воздушных линий электропередач и объектов промышленно-гражданского строительства».
Продукция высокого качества позволила АЗМК стать крупнейшим в своем сегменте предприятием дорожной отрасли Казахстана и одним из ведущих в странах СНГ. Качество конструкционных материалов ТОО «АЗМК» и эффективные технологии их изготовления высоко оценены и многочисленными наградами. В 2014 и 2020 годах завод дважды получил премию президента РК «Алтын сапа» «За безупречное качество продукции». К слову, это единственная компания в Казахстане, удостоенная премии дважды за всю ее историю. За высокое качество выпускаемой продукции ТОО «АЗМК» также удостоилось двух наград международной организации Global Quality ManagementLivited (GQM) на конкурсе в Женеве (Швейцария) и XVIII международном конкурсе во Франкфурте (Германия).
В целом производительная мощность АЗМК составляет более 170 000 м3 сборного бетона и железобетона в год. Закрывая все потребности казахстанских дорожников, продукция завода идет на экспорт в Россию, Узбекистан и Кыргызстан, также приобретают его продукцию компании Турции и Китая, которые заняты в дорожном строительстве на территории Казахстана. Сегодня, к слову, идет отгрузка на Комсомольск-на-Амуре. При этом предприятие выдерживает конкуренцию с российскими заводами.
Инновации — в действииЗа последние десять лет АЗМК провел большую инновационную политику. ТОО разработало и внедрило интегрированную систему менеджмента по международным стандартам ISO 9001 – 2008, ISO 14001 – 2004, BS OHSAS 18001 — 2007. Сертификацию провела международная компания Moody International (Великобритания).
Предприятие расширяет свою географию. В 2018 году был запущен первый мобильный завод АЗМК в Караганде.
Одним из ноу-хау АЗМК стали постнапряженные 42-метровые мостовые балки типа ТБН, позволяющие сэкономить до 15% средств при строительстве мостов. Только на сегодняшний день выпускается три вида подобных балок, два из которых являются личной разработкой АЗМК, не имеющей аналогов в СНГ.
Журналистам продемонстрировали работу инновационного модельного центра, который производит железнодорожные шпалы. В цехе, запущенном в мае 2018 года, применяется новая немецкая технология так называемого карусельного типа, позволяющая изготавливать шпалы, которые выдерживают нагрузку до 30 тонн. Это позволяет железнодорожному составу разгоняться до 300 километров в час.
«В советское время цех завода мог в день изготавливать максимум 500 шпал, — говорит директор ТОО «АЗМК» Александр Терещенко. — Сегодня благодаря полностью автоматизированной линии производительность составляет 1800 шпал в день. Так как все процессы цеха роботизированы, на производстве занято всего 30 сотрудников. Ежедневно с завода отгружается по 10 вагонов шпал. Сейчас они отправляются на новый проект «Достык — Мойынты». При ежедневной потребности более 300 тыс шпал работа в цехе отлажена как часы. Инновационные шпалы востребованы за рубежом. В частности, они поставлялись в Узбекистан».