Системообразующий завод в дорожной отрасли Казахстана

Как сегодня работает крупнейший казахстанский производитель сборного железобетона для строительства мостов и путепроводов? Это во время пресс-тура выяснила собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко. Системообразующий завод в дорожной отрасли страны — Алматинский завод мостовых конструкций в этом году отмечает свой 60-летний юбилей.

Фото организаторов пресс-тура

«Сегодня АЗМК выпускает свыше 360 наименований изделий и конструкций для дорожного и гражданского строительства, — говорит председатель совета директоров ТОО «АЗМК Group» Шухрат Шардинов. — Используемые для ее производства щебень, песок, металл — 100 процентов казахстанского содержания. Предприятие изготавливает широкий спектр железобетонных конструкций, применяемых в строительстве автомобильных дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, взлетно-посадочных полос. Железобетонные балки АЗМК также используются для обустройства промышленных площадок при добыче нефти и газа, возведения воздушных линий электропередач и объектов промышленно-гражданского строительства».

Для обеспечения дальнейшей индустриализации и экономического роста предприятие ежегодно инвестирует собственные средства в модернизацию технологического инновационного оборудования. За последние пять лет инвестиции в производство составили более 4 млрд тенге.

Продукция высокого качества позволила АЗМК стать крупнейшим в своем сегменте предприятием дорожной отрасли Казахстана и одним из ведущих в странах СНГ. Качество конструкционных материалов ТОО «АЗМК» и эффективные технологии их изготовления высоко оценены и многочисленными наградами. В 2014 и 2020 годах завод дважды получил премию президента РК «Алтын сапа» «За безупречное качество продукции». К слову, это единственная компания в Казахстане, удостоенная премии дважды за всю ее историю. За высокое качество выпускаемой продукции ТОО «АЗМК» также удостоилось двух наград международной организации Global Quality ManagementLivited (GQM) на конкурсе в Женеве (Швейцария) и XVIII международном конкурсе во Франкфурте (Германия).

Свою продукцию завод поставляет во все регионы нашей страны. К примеру, взлетно-посадочные полосы аэропортов Астаны, Шымкента, Актобе и Талдыкоргана построены с использованием аэродромных железобетонных плит производства АЗМК. Современные конструкционные материалы компании применены и при строительстве крупнейшего в Средней Азии моста через реку Иртыш в Семее. Также завод поставлял продукцию для строительства моста через реку Иртыш в Павлодаре, обход для строительства поселка Осакаровка (Карагандинская область), автодороги Алматы — Усть-Каменогорск, Центр — Юг, Центр — Восток, развязки и путепроводы Алматы и Астаны. АЗМК участвовал в таких проектах, как «Западно-Сибирский нефтегазовой комплекс», «Большой Алматинский канал», «Спортивный комплекс «Медео», «Западная Европа — Западный Китай», «Нұрлы жол» и «Нұрлы жер». В Алматы предприятие внесло вклад в строительство всех мостов и дорожных развязок.

В целом производительная мощность АЗМК составляет более 170 000 м3 сборного бетона и железобетона в год. Закрывая все потребности казахстанских дорожников, продукция завода идет на экспорт в Россию, Узбекистан и Кыргызстан, также приобретают его продукцию компании Турции и Китая, которые заняты в дорожном строительстве на территории Казахстана. Сегодня, к слову, идет отгрузка на Комсомольск-на-Амуре. При этом предприятие выдерживает конкуренцию с российскими заводами.

Инновации — в действии

За последние десять лет АЗМК провел большую инновационную политику. ТОО разработало и внедрило интегрированную систему менеджмента по международным стандартам ISO 9001 – 2008, ISO 14001 – 2004, BS OHSAS 18001 — 2007. Сертификацию провела международная компания Moody International (Великобритания).

За пять лет работы в основное производство вложено более 4,5 мрд тенге, приобретено несколько новых инновационных линий. Это производство водопропускных труб (производство Дании), изготовление арматурных плоских и пространственных каркасов (производство Германии), производство мелкоштучных изделий (производство Турции). Используется новая технологическая линия по производству мостовых балок нового типа, соответствующих европейским стандартам и позволяющих снизить стоимость строительных мостов до 15%.
Предприятие расширяет свою географию. В 2018 году был запущен первый мобильный завод АЗМК в Караганде.

Одним из ноу-хау АЗМК стали постнапряженные 42-метровые мостовые балки типа ТБН, позволяющие сэкономить до 15% средств при строительстве мостов. Только на сегодняшний день выпускается три вида подобных балок, два из которых являются личной разработкой АЗМК, не имеющей аналогов в СНГ.

Журналистам продемонстрировали работу инновационного модельного центра, который производит железнодорожные шпалы. В цехе, запущенном в мае 2018 года, применяется новая немецкая технология так называемого карусельного типа, позволяющая изготавливать шпалы, которые выдерживают нагрузку до 30 тонн. Это позволяет железнодорожному составу разгоняться до 300 километров в час.

«В советское время цех завода мог в день изготавливать максимум 500 шпал, — говорит директор ТОО «АЗМК» Александр Терещенко. — Сегодня благодаря полностью автоматизированной линии производительность составляет 1800 шпал в день. Так как все процессы цеха роботизированы, на производстве занято всего 30 сотрудников. Ежедневно с завода отгружается по 10 вагонов шпал. Сейчас они отправляются на новый проект «Достык — Мойынты». При ежедневной потребности более 300 тыс шпал работа в цехе отлажена как часы. Инновационные шпалы востребованы за рубежом. В частности, они поставлялись в Узбекистан».

К слову, все процессы на заводе автоматизированы. Здесь полностью исключен человеческий фактор. Также на АЗМК действует пост мостовой инспекции России. Это дает возможность экспортировать проходящую по качеству продукции завода в Россию и Беларусь.