Бизнес по-базарски: Миллион тенге за аренду бутика в Астане

Центральный базар, где раньше закупались всей семьей, давно уже вырос до полноценного рынка. Да и рынком его назвать уже не получается — перед глазами простирается большой ТРЦ. Какова его история, что есть внутри и сколько стоит аренда, запечатлела в своем репортаже журналист ИА «NewTimes.kz» Владислава Гришина.

Фото ИА «NewTimes.kz»

В Байконырском районе на месте старого центрального рынка стоит огромное двухэтажное здание Central Market. Его история берет начало с 2000-х годов. В 2006 году приняли решение переместить рынок с перегруженных улиц Валиханова и Сейфуллина на более подходящее для бизнеса место. Им выбрали территорию вдоль шоссе Алаш. Несколько лет столичный базар служил своим постоянным покупателям, а 14 апреля 2019 года встретил их уже торгово-развлекательным центром. Контейнерная торговля тогда медленно, но верно переходила в современные торговые центры. 


Модернизированный Central Market имеет несколько входов и бесплатные парковочные места вокруг здания. Самая удобная стоянка находится у входа №5 по улице Чехоева. Здесь автомобили могут встать в несколько рядов, не мешая друг другу выехать, и остается много свободных мест. Все они очищены от снега, как и пешеходные тротуары. 


В просторных вестибюлях на входе стоит автоматизированная почтовая станция и детский игровой автомат. 


А внутри новый центральный рынок почему-то похож на другую вселенную: над головой простирается высокий купол со стеклянным ободком по всему периметру, есть фонтан, четыре эскалатора и бутики, бутики, бутики. Все пестрит и привлекает к себе внимание, что глаза разбегаются.


Несмотря на основные бутики, посередине функционируют торговые корнеры, так называемые островки. В них продают парфюмерию, кофе, бижутерию и даже игрушки. На территории у входа большие торговые корнеры пусты, возможно, из-за высокой стоимости аренды.


Внутри центральный рынок мало чем отличается от таких известных больших ТРЦ Астаны, как «Хан Шатыр», «Мега» или «Сарыарка».

Здесь тоже есть известные магазины «Детский мир», LC Walkiki, Zeta, Sulpak и другие. Всюду сопровождает фоновая музыка для заведений в стиле лаундж. Есть точки быстрого питания. Выбор, конечно, не такой большой, но ни продавцы, ни гости рынка не испытают голода. Здесь есть как и домашняя кухня, так и фастфуд.


Постоянные гости, летающие по всему рынку, — воробьи.


Вдоль проходов стоят контейнеры для раздельного сбора мусора: стекло и металл, бумага и пластик, пищевые отходы. 


Сверху свисают указатели туалетов. Они хорошо видны, и их нетрудно заметить.


Разовое посещение стоит 50 тенге. Оплата принимается Kaspi QR или копейками. Но интернет в таких дальних уголках не ловит совсем, поэтому здесь провели бесплатный Wi-Fi.


В женском туалете порядка 12 кабинок. Все они выглядят весьма чисто: есть туалетная бумага, туалетный ершик, мусорный пакет и крючки на дверях.

На выходе несколько раковин с мылом и сенсорными сушилками.


Гуляя по Central Market, можно встретить не только пустующие бутики, но и целые холлы.

Несколько точек кафе закрыты и не работают.

Аналогичная ситуация с детской игровой площадкой Tommy Land. 


Глядя на современный центральный рынок, даже не верится, что когда-то он был другим.


Однако времена примерки одежды, стоя на холодной картонке за ширмой-простыней, не канули в Лету. Старый привычный базарчик еще остался позади самого здания, со стороны улицы Чехоева. Рядов там, правда, немного. 


Большинство вагончиков закрыто. Продавцы торгуют либо в теплом здании, либо возвращаются только когда потеплеет.

И все же можно увидеть работающие киоски с обувью, шубами, верхней одеждой и даже с рюкзаками.


Журналист NT поспрашивала у продавцов, что их заставляет стоять на морозе, когда рядом есть крытый рынок. Причины оказались разные.

«Я уже там сидела, спасибо, больше не хочу! Чтобы стоять на центральном рынке, нужно соответствовать его имиджу: постоянно обновлять товар, все время крутиться. Мода каждый год меняется, сами знаете, абсолютно новый товар приходит в негодность, нужно закупать следующий. А мне 72 года, мне бы эту партию распродать! — указала рукой работающая пенсионерка на витрину с женскими сапогами, которые выглядят как обычная обувь, но по меркам центрального рынка уже старомодная. — Во-вторых, если дадут аренду в здании, то где-нибудь в закоулке, чтобы проходимость была минимальная. А аренда в центре дорого стоит. Я продавала как-то внутри. Два месяца во время пандемии мы сидели дома, но с нас требовали платить за аренду. Здесь такой скандал был!»

В принципе, было понятно, что цена зависит от расположения бутика. Но никогда не подумаешь, что настолько.

«Я лучше замерзну, чем миллион за аренду отдам! — честно ответила другая женщина-продавец, грея руки горячей кружкой чая. — Внутри невыгодно продавать. У меня выручки такой нет, чтобы платить за помещение. Даже самое отдаленное стоит 300-400 тыс тенге. Где я возьму такие деньги?!» — посетовала женщина.


Невольно подкрадывается мысль, что именно из-за высокой аренды здесь дорогие вещи. Как бы иронично это не звучало, но в визитной карточке Астаны — «Хан Шатыре» одежда и то стоит дешевле. Вот такой бизнес по-базарски существует в стенах и за пределами центрального рынка столицы.

Фото ИА «NewTimes.kz»